Александр Гленко: «Создавать шоколад и долго, и грязно»

Легенда о молодом шоколатье
На чёрном столе разложились этикетки с изображением балерин, картин и видов Санкт-Петербурга, вместительные коробочки и завёрнутые в фольгу сладости. У елки — девушка в телесном боди, тёплой кофте и на пуантах держала в руке небольшую шоколадку. Это бекстейдж новогодней фотосессии. Создатель бренда сувенирных плиток Александр Гленко в это время упаковывал шоколадки в одноразовых перчатках – тоже для новых снимков.
«Устроился к себе на полставки», — пошутил он.
Александр получил медицинское образование, но любовь к шоколаду, эстетике и истории оказались сильнее. Однако его стартап Patris Glenco – не первый сладкий проект в жизни. До этого создатель бренда экспериментировал над форматом шоколадного бизнеса в другом городе. Он просуществовал около года. «Особенного смысла, эмоциональности или истории в бренде не было. Зато было много опыта и ошибок, которые не зависят от местоположения. Поэтому то, что я делал в первом проекте за полгода, во Patris Glenco получилось сделать за месяц», – отметил создатель бренда.
История мастерской построена на легенде о молодом шоколатье Патрисе Гленко из Парижа, который приехал покорять Петербург в XIX веке. Александр же решил продолжить его дело и тоже занялся шоколадом. Кстати, портрет Патриса и его семьи появился на этикетках, а историю каждого персонажа можно прочитать в социальных сетях. Этот прием сторителлинга помог Гленко передать атмосферу того времени. Также он опирался на мировой опыт – на бренды Le chocolat des Francais и Laduree.
Но главное для Гленко – эмоция, которую несет шоколад. «Я обратил внимание, что люди не выбрасывают обертки, а используют их как закладки или кладут в кошелёк, что напоминает о каком-то событии или человеке. А на открытках мы специально оставили белое пространство для следа от помады, росчерка пера или надписи. Так каждая шоколадка становится уникальной», — подчеркнул он.

Как производить шоколад в квартире?
Александр Гленко пробовал сам производить шоколад несколько раз: соблюдал температурный режим, влажность, делал все по книге, но не получилось – даже с профессиональным оборудованием. Поэтому в стартапе этим занимается специальный шоколатье. Своего производства у команды пока нет, поэтому перед тем, как получить желанные шоколадки, они экспериментируют дома – на полупрофессиональной технике. «Создавать шоколад и долго, и грязно. Им вымазываются руки, локти, а фартук не помогает. Тонкостей много, поэтому на создание одной плитки может уйти несколько дней. Нам важно отточить все нюансы на этапе подготовки, чтобы потом не было стыдно», – отметил Гленко.
Patris Glenco – стартап, поэтому возможности самостоятельно выращивать зерна и доводить процесс до конца нет. «Мы нашли поставщиков швейцарского, бельгийского и российского шоколада. Он выглядит, как небольшие галеты, которые в определенном сочетании дают вкус нашего шоколада. Причем они должны пройти процесс темперирования – их расплавляют, опускают, поднимают – и так несколько раз. Просто расплавить и залить по формам не получится: шоколад будет таять на пальцах, потеряет форму или будет седеть. Кажется, что процесс простой, но для него важны даже погодные условия: влажность и ветер. Я не думал, что это так сложно», – отметил Гленко.
Многие задачи передаются на аутсорсинг – поэтому они выполняются другими организациями. По словам создателя стартапа, создавать большой офис и набирать команду пока нерентабельно. Постоянно работают только фотограф, несколько иллюстраторов и сам Гленко. «Я считаю, что отдавать задачи, с которыми мы не можем справиться, более грамотно.
Но из-за аутсорсинга «подставы» бывали чуть ли не каждый день – особенно болезненно это воспринималось в начале пути. Один тормозит всех, а это уже может ударить по репутации. Больше всего случаев было по поводу шоколада и его упаковки в фольгу. Это не всегда делалось качественно.
«Конечно, мы можем ее заменить, но на это тратятся деньги, на логистику и время. Поэтому сейчас у нас есть знакомые, которые могут подстраховать, заменить, улучшить или сгладить», – рассказал создатель проекта.
По его словам, сейчас вкус шоколада не совсем идеальный, но уже нравится. Если описать его, то он покажется средним между «Аленкой» и шоколадом «Киндер».

Как изображение стало реальностью
После производства плитка оборачивается в фольгу, а затем получает бумажную обертку. Стартап работает с иллюстраторами со всего мира, поэтому сейчас накопилось уже больше 400 разных этикеток. «Взаимодействовать с иллюстраторами очень сложно – они часто задерживают сроки. Но сейчас я уже могу заранее узнать, надежные ли люди или нет. Если человеку интересно с нами сотрудничать безвозмездно, я не могу давить – ведь это личный интерес. Но в целом мы платим иллюстраторам, покупаем изображения или право им пользоваться на определенный тираж – зависит от ситуации. Некоторые картины в открытом доступе, поэтому брать их можно безвозмездно», – рассказал Гленко.
Сейчас создаются две новые коллекции – с балеринами и новогодняя. Вторую готовили еще с середины июля, и она получилась уютной и атмосферной. А первая создана небольшим тиражом для частного заказа. «Иллюстратор нарисовал светловолосую, голубоглазую балерину на одном изображении. А потом я познакомился с мамой 8-летней девочки Маруси, которая хочет поступить в академию Вагановой. Оказалось, что Маруся – копия этого рисунка», – отметил создатель стартапа.
Сейчас Александр Гленко собирается заниматься не только шоколадом, но и расширить линейку продуктов. К примеру, на Новый год в наборах можно будет купить кофейные зерна. Другие же идеи пока проходят испытания, поэтому их держат в секрете.
