Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Борис Эйфман: когда сердце наполняется подлинной красотой

Чем сегодня живет русский балет и какие проблемы приходится решать хореографам, каким будет Детский театр танца и о чем станут говорить на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, рассказал художественный руководитель Академического театра балета Борис Эйфман

- Борис Яковлевич, на предстоящем Культурном форуме вы вместе с Николаем Цискаридзе по традиции возглавите секцию «Балет и танец». Удалось ли решить какие-либо проблемы, обсуждавшиеся на прошлогоднем форуме?

- Я бы не рассматривал форум как рабочее совещание, на котором перед специалистами ставятся конкретные задачи, обязательные к исполнению. Цель мероприятия в другом. Оно призвано прежде всего артикулировать значимые проблемы современной культурной действительности и наметить основные шаги к их решению. Кроме того, форум – это еще и ценнейшая возможность проведения диалога и обмена опытом между экспертами из разных уголков Земли. Например, в 2018 году мы анализировали с коллегами потенциал балетного искусства как средства культурной дипломатии.

- И что изменилось за прошедший период?

- Конечно, геополитические противоречия и напряженность в международных отношениях никуда не исчезли. Но в то же время наша труппа, например, весь год активно гастролировала – в Америке, Японии, Китае – и этим способствовала достижению взаимопонимания между представителями разных государств и культур. Ведь, когда твое сердце наполняется подлинной красотой высокого искусства, места для недоверия в нем не остается.

- Наверное, это надо воспитывать с самого раннего возраста. Не случайно ведь один из круглых столов так и называется – «Культура и дети».

- Да, о специфике работы с талантливыми детьми как раз и расскажут мои российские и иностранные коллеги. Я сам, будучи создателем балетной школы и Детского театра танца, надеюсь узнать много нового и полезного. Дискуссия должна получиться очень содержательной.

На круглом столе «Культура и дети» 14 ноября выступят художественный руководитель международного конкурса учеников балетных школ Youth America Grand Prix Лариса Савельева, президент Пекинской академии танца Го Лэй, звезда Государственного балета Берлина и вдохновительница мексиканского фестиваля танца Danzatlan Элиза Кабрера, президент Международной ассоциации театров для детей и юношества Иветт Харди, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и другие специалисты. Вопрос поддержки одаренных детей станет одним из центральных для нашей секции и, надеюсь, для всего форума.

- Сегодня много говорят о важности и престижности Культурного форума. А как бы вы оценили его значение лично для себя и балета в целом?

- Я руковожу балетной секцией с 2013 года. За это время в наших мероприятиях приняли участие десятки моих коллег. Кого-то я знаю лично и довольно давно, с кем-то встретился на форуме впервые. Но все услышанное от них было по-настоящему ценным для меня как для деятеля хореографии.

Понимаете, в повседневной жизни я дни напролет провожу в репетиционном зале или в своем кабинете, где готовлюсь к постановочной работе. Можно сказать, существую в некой скорлупе, отделяющей меня от всего мира.

Когда ты сосредоточен на сочинении спектакля, такое состояние оправданно и необходимо. Но нельзя пребывать в нем постоянно.

Форум позволяет мне расширить кругозор и узнать, чем живут и как выстраивают свою работу другие творцы и коллективы. Поддержание связей позволяет сохранять профессиональное балетное сообщество как единое целое.

- Важным событием для всей страны станет открытие Детского театра танца. В чем его особенность?

- Вы правы: появление Детского театра танца – событие общероссийского и даже международного значения. Нигде больше в мире нет такой современной площадки, одинаково открытой как для будущих профессионалов хореографического искусства, так и для тех представителей молодых поколений, которые танцуют исключительно для души.

Мы обязательно пригласим к сотрудничеству и начинающих постановщиков, занимающихся поисками пластических форм XXI века.

Детский театр танца построен не для удовлетворения каких-то моих личных амбиций, а для развития отечественных хореографических традиций и приобщения к миру балета тысяч юных горожан.

Я глубоко благодарен правительству Санкт-Петербурга и лично Александру Дмитриевичу Беглову за внимательное отношение к этому стратегически значимому проекту и за его поддержку.

- Рождение нового театра неизбежно ставит перед вами кадровые вопросы. Как будете их решать?

Кадровый вопрос для нас – один из важнейших. Новому театру необходимы профессионалы высочайшего уровня, готовые сделать из этой площадки настоящее «место силы», центр искусств международного масштаба.

Находить нужных сотрудников непросто. Но такова, видимо, моя участь: я постоянно ищу работников – артистов, менеджеров, технических специалистов. Всех тех, без кого не может функционировать ни один театр.

Когда через несколько лет в городе появится дворец танца, кадровая проблема встанет еще более остро. Надеюсь, пресса поможет в ее решении.

Санкт-Петербург и Россия вряд ли оскудели талантами. Но как минимум нужно, чтобы эти люди услышали мой призыв.

- Борис Яковлевич, а когда театр примет первых зрителей? Что вы им покажете?

- Гала-концерт в честь открытия Детского театра танца состоится 16 ноября. Мы подготовили интересную программу, в которой примут участие воспитанники трех балетных училищ: Государственной балетной школы Берлина, Пекинской академии танца и нашей академии. Получится своеобразный хореографический симпозиум «Запад – Восток – Россия».

Наши ученики исполнят мой одноактный балет «Мусагет», сочиненный по случаю 100-летия со дня рождения Джорджа Баланчина. Спектакль не шел с 2008 года, его возвращение на сцену станет для зрителей приятным сюрпризом. Воспитанники академии также покажут фрагменты из классических постановок.

Китайские гости станцуют балет «Бросок» британского хореографа Кристофера Уилдона.

Молодые немецкие артисты привезут в Санкт-Петербург сочинения своих известных соотечественников Марко Гекке и Грегора Зейферта.

Коллектив пекинской школы задержится в нашем городе, чтобы показать на сцене Детского театра танца «Лебединое озеро» в постановке выдающегося балетмейстера Петра Гусева. В середине прошлого века именно он стал основоположником классического балета в Китае. Я с удовольствием приглашаю петербуржцев на эти спектакли.

- Можно ли будет увидеть на сцене Детского театра танца спектакли вашего, если так можно сказать, «взрослого» театра?

- Санкт-Петербургский академический театр балета на новой сцене выступать не будет, поскольку она создавалась для детских и юношеских коллективов. Но, безусловно, мои спектакли войдут в репертуар площадки.

Помимо «Мусагета» я планирую возродить балет «Пиноккио», а также другие постановки. Их будут танцевать ученики нашей хореографической школы.

А ближайшие спектакли академического театра балета в Северной столице состоятся, надеюсь, зимой 2020 года. Труппа не выступала в родном городе с июля. Мы очень соскучились по петербургской публике.

- И каковы планы вашей «взрослой» труппы на 43-й сезон?

- В ноябре мы отправимся в большой тур по Франции и Нидерландам со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол». Выступим в Париже, Амстердаме, других крупных городах.

В январе пройдут съемки нашего нового фильма-балета. За последние годы мы создали шесть успешных киноверсий спектаклей нашего театра. Сегодня эти фильмы включаются в программы таких известных фестивалей, как, например, San Francisco Dance Film Festival. Мы обязательно будем продолжать снимать балетно-кинематографические блокбастеры.

Говоря о гастрольных планах на первую половину 2020 года, отдельно выделю выступления в Южной Корее и Мексике, куда в мае и июне театр вернется после длительного перерыва.

Помимо этого летом труппа даст серию спектаклей в прославленном нью-йоркском Линкольн-центре. В сопровождении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии мы покажем балет «Русский Гамлет».

И, конечно, наших поклонников ожидает премьера. В конце июля театр представит новый спектакль о великом комедиографе Мольере. Трудно найти в мировой культуре другого творца, который был бы мне столь же близок. Мольер посвятил театру всю свою жизнь. Сцена делала его счастливым. Однако, как только занавес опускался, начиналась нескончаемая череда забот и испытаний. Наш балет станет погружением в мир театрального закулисья.

СПРАВКА:

Борис Эйфман – автор более 50 постановок. Созданный им в 1977 году Санкт-Петербургский государственный академический театр балета известен любителям танцевального искусства всего мира спектаклями «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», Up & Down, «Чайковский. PRO et CONTRA», «Эффект Пигмалиона».

В честь 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем на сцене Детского театра танца Бориса Эйфмана (Введенская ул., 3) выступят воспитанники ведущей балетной школы Китая и одной из крупнейших в мире – Пекинской академии танца. Они покажут балет «Лебединое озеро». В спектаклях примут участие звезды Национального балета Китая Чжан Янь (Одетта – Одиллия) и Сунь Жуйчэнь (принц Зигфрид). Коллектив прославленной китайской школы выступит в Санкт-Петербурге впервые. Показы великого хореографического шедевра станут дебютным гастрольным событием, проходящим в стенах Детского театра танца.

Закрыть