В Петербурге снимают кино о подводных лодках, которые вели разведку в годы Великой Отечественной войны
Порой, чтобы выиграть битву, в буквальном смысле необходимо залечь на дно. Именно так и сделали «Малютки»… Самые малоразмерные советские подводные лодки типа «М», не совершив в годы Великой Отечественной войны ни единого выстрела, сумели обескуражить и ввести в ступор немцев и финнов. Ни те, ни другие никак не могли понять, каким образом секретные сведения попадают к противнику. А в это время точечно, незаметно и методично работали экипажи «Малюток».
Об этих подлодках, затаившихся на дне Ладоги, известно немного. Собрать о них сведения даже не по крупицам, а по микронам, взялась команда столичных документалистов. Лента, над которой сейчас идёт работа, называется «Подводные стражи 43-го». О том, когда кино выйдет на экраны, в интервью «Петербургскому дневнику» рассказала автор сценария Анастасия Аносовская.
Невидимый фронт
- Анастасия, скажите, пожалуйста, почему вы решили взяться за историю «Малюток»? Как появилась идея снять «Подводных стражей 43-го»?
- В истории Великой Отечественной войны еще очень много эпизодов, о которых мы знаем катастрофически мало. Первая причина, конечно, секретность. На многих приказах о начале той или иной операции понятно, почему стояло два ноля. Это значит «совершенно секретно». Архивные документы о двух подводных лодках, которые были переброшены на Ладогу в 1943 году, Минобороны опубликовало лишь недавно. Хотя, конечно, и раньше эта история упоминалась в разных военных мемуарах. Например, у контр-адмирала Руссина, в книге «Всю жизнь на Малютках».
Вторая причина, на мой взгляд, состоит в том, что мы привыкли воспринимать войну как масштабную батальную картину, и многим кажется, что написана она «крупными мазками». Курская дуга, Сталинградская битва, снятие блокады Ленинграда… Но кадровые военные и дипломированные историки понимают, что «крупные мазки» и картина в целом состоят из крошечных штрихов.
- Одним из таких штрихов и стали «Малютки»…
- Да. Две маленькие подводные лодки на Ладоге, которые за весь 1943 год не сделали ни одного выстрела.
- Но вклад их был колоссален.
- Бесспорно. Кто знает, как развивались бы события на Ленинградском фронте без разведданных, которые были добыты экипажами М-77 и М-79 в далеком 43-м году. Об этом эпизоде известно так мало. А ведь это была история, достойная шпионского романа. Две лодки-невидимки вели разведку, подходили вплотную к берегам противника, высаживали диверсантов, добывали бесценную информацию. Немцы и финны не могли понять, откуда русским известно об их передвижениях, вооружении, численности… Им и в голову не приходило, что на Ладоге существует озерный подводный флот.
Фильм о людях
- Потрясающе… Аж дрожь берёт. Но как так вышло, что никто не заметил появления этих подлодок? Ведь как-то же они попали на Ладогу. Рассказывается ли об этом в фильме?
- Да, конечно. В фильме идёт речь об особой миссии «Малюток». Об уникальной операции по их переброске. По Неве они пройти не могли из-за блокады, поэтому их везли по железной дороге. Это была невероятная по своей сложности операция, в которой участвовали не только моряки и железнодорожники, но также и инженеры, связисты, электрики, водолазы...
Лодки частично разобрали, по пути срезали линии электропередач. Водолазы укрепляли ладожское дно в бухте Гольцмана, чтоб лодки могли сползти в воду прямо по рельсам. Кроме того, мы расскажем об экипажах «Малюток». О Ладожской флотилии в целом. И, конечно, когда речь идет о Ладоге невозможно не вспомнить о Дороге жизни, ленинградской блокаде с теми деталями и подробностями, которые человек, рожденный в мирное время, не может даже представить. Это будет фильм не только и не столько о технике, боевых операциях и оружии, сколько о людях, которые каждый день делали нечто за гранью человеческих сил.
Правая рука и смородиновое варенье
- Но для вас этот фильм – еще и личная гордость и боль. История вашей семьи связана с событиями на Ладоге. Ведь верно?
- Верно. Во время съемок я впервые оказалась на Ладоге и увидела те места, где проходила Дорога жизни. Самое острое ощущение – это когда стоишь на берегу и думаешь: «Если б не эта дорога, то и тебя бы не было. Или была бы, но с какой-то другой ДНК». Мой дед остался в живых благодаря ей. Он – моряк Балтийского флота – участвовал в обороне Ленинграда. Поэтому о Пулковских высотах, блокаде и цинге мне было хорошо известно с самого детства.
- Дедушка много вам о войне рассказывал?
- Ну как сказать? Я была ещё слишком маленькой, чтоб расспрашивать о подробностях того боя, в котором он получил свою контузию. Осколки всю жизнь выходили из тела. Я помню только фразу: «Черные бушлаты прекрасно видны на белом снегу. Особенно, сверху!» В детстве я очень боялась его правой руки, на которой не было пальцев, и наивно спрашивала: «Дедушка, а почему ты не взял пальчики с собой? Их же могли пришить…» В те годы он попал в госпиталь, а потом кольцо блокады сомкнулось. Вывезли его по Дороге жизни.
- Получается, он и ужасы блокады застал.
- Застал. Помню, как он рассказывал мне о бочонках со смородиновым вареньем, которым кормили в эвакопункте. По чуть-чуть. И о том, что некоторые люди – чаще всего детки – срывались, наедались варенья и тут же умирали… С тех пор я возненавидела смородиновое варенье, хотя бабушка варила его в огромных количествах. Так что для меня это действительно очень личная история.
Знаете, я никогда раньше не думала, что можно одновременно пережить столько эмоций, стоя на берегу озера. Тяжёлое место. С одной стороны, потрясающая красота, каждый метр которой хочется сфотографировать и увезти с собой. С другой стороны, ты понимаешь, сколько всего лежит на этом дне. Сколько телег, колёс, корабельных винтов... костей! Детских костей! Наверное, это та боль, которая вшита в ДНК каждого человека, который знает историю своей семьи и понимает, что его жизнь могла закончиться, так и не начавшись, в сорок каком-нибудь году.
Сюрпризы Ладоги
- Анастасия, расскажите о местах, где проходят съемки. Локаций наверняка немало.
- Основные съёмки – это Петербург, Осиновецкий маяк, бухта Гольцмана, Кобона. Потрясающие своей красотой и историей места. В первый день нас немного напугала погода. Лил дождь. Ветер ледяной. Но когда поехали на Ладогу, внезапно выглянуло солнце и светило все дни, пока мы работали на побережье. Как по заказу. Однако холодно всё равно было, конечно, и ветер дул с озера. Но «термик», лыжный костюм и пуховик, надетые одновременно, решают проблему!
- Да, Петербург умеет удивлять погодой. Хоть всё, что задумали, успели?
- Удалось немало. Мы очень хотели выйти на катере на открытую воду, но в ста метрах от берега благополучно сели на мель. Это было как раз в Кобоне. Сергей Марков – моряк и водолаз-археолог, на чьём катере мы пытались выйти в Ладогу, сказал, что вода ушла чуть ли ни на метр. Такая же аномалия случилась на Ладоге в 1941-м... Мы увидели оголившиеся сваи Кобонского причала.
- Но вы же выбрались?
- Конечно! Спасли нас два рыбака, которые проходили мимо на резиновых лодках. Вытянули на тросе. Ну а с точки зрения драматургии фильма, наше фиаско нам оказалось даже на руку – на борту же было две камеры. Лучше один раз показать, какие сюрпризы порой преподносит Ладога, чем долго об этом просто рассказывать.
Когда ждать фильм
- В ходе съёмок вы наверняка общались с исследователями, современниками тех событий. Кто эти люди?
- О, это потрясающие люди! Михаил Колбунов, заведующий музеем Военно-морской академии – подводник, капитан первого ранга. Человек с удивительно тонким юмором и миллиардом историй о том, каково это – жить на подводной лодке. Александр Гедримович – капитан первого ранга, внук Василия Ивановича Малова. Думаю, в Петербурге его фамилию знают все... Это один из тех людей, которые были ответственны за Дорогу жизни. Александр Войцеховский – исследователь Ладоги. Человек-энциклопедия. Ирина Львова – дочка командира тральщика Ладожской военной флотилии. Невероятно трогательный Вадим Бобиков. Человеку 96 лет, а он рассказывает о переброске «Малюток» и строительстве Кобоны так, будто это было вчера. Слушаешь этих людей, и от их рассказов сердце порой сжимается...
- Да, на людях всё и держится. А кто работает над фильмом? Наверняка ведь у вас – целая команда?
- Команда стандартная. Кроме автора, еще есть режиссер, продюсер, операторы, шеф-редактор. А в командировках особенно ощущается незаменимость тех людей, кто делает административную работу. Они решают все вопросы разом, от «А во сколько мы завтра едем на съёмку?» до «Где пообедать?». Здесь нужны две «т» – талант и терпение!
- И когда зритель уже наконец увидит «Подводных стражей 43-го»?
- Фильм готовим к декабрю. А снимаем его к 75-летию Победы по заказу фонда национального кино «Патриот» и при поддержке Российского исторического общества. Это проект некоммерческий. Образовательно-просветительский. Эфир будет на одном из федеральных каналов.