Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Фильм, за который не стыдно: «Текст» с Александром Петровым

«ПД» рассказывает об экранизации романа Дмитрия Глуховского, которая выйдет в прокат в грядущий четверг

Российское кино часто критикуют, а некоторые особо придирчивые зрители и вовсе просят его не смотреть. Спорить не будем, среди множества новинок не часто встречаются достойные ленты, способные вызвать интерес публики и одновременно с этим рассказать историю «о важном» и наболевшем. Экранизация романа Дмитрия Глуховского «Текст» – как раз один из таких примеров.

Ушел в клуб на 7 лет

Студент филологического факультета МГУ Илья Горюнов (Александр Петров) не сдал один экзамен и теперь с боем прорывается в ночной клуб через строгую мать-педагога, чтобы отдохнуть с любимой девушкой. Только успев заказать у бармена «отвертку», наш герой становится жертвой полицейской облавы прямо в увеселительном заведении. «Маски-шоу» заканчиваются обнаружением в кармане Ильи пакетиков с запрещенным веществом. Наркотики ему подкинул молодой следователь Петр Хазин (Иван Янковский).

Следующие семь лет Горюнов проводит в тюрьме, где думает только об одном – о мести правоохранителю. Уже на свободе Илья находит Хазина и убивает его в рукопашной схватке. Тело преступник скидывает в колодец, а себе забирает пистолет и мобильный телефон своей жертвы. Теперь в руках у Горюнова вся цифровая жизнь Петра – переписки с матерью, отцом, коллегами, бандитами и девушкой Ниной (Кристина Асмус). Незаметно для себя Горюнов начинает жить жизнью следователя, совершая множество поступков, которые делают его все ближе к могиле.

По стопам Бекмамбетова

«Текст» Дмитрия Глуховского – одно из самых сложных произведений в отечественной литературе для переноса на большие экраны. Все дело в том, что большую часть времени персонаж книги проводит в одиночестве возле чужого телефона. Это не только сложнейшая роль в карьере Александра Петрова, но и непростая задача для сценариста, режиссера и других членов съемочной группы.

Тут честь и хвала создателю «Салюта-7» режиссеру Климу Шипенко, который нашел примеры в современном кинематографе, помогающие работать с подобным повествованием. Само собой, речь идет о Тимуре Бекмамбетове, буквально открывшем для массовой отечественной публики скринлайф-фильмы, действие которых происходит только на экранах гаджетов и камер видеонаблюдения. Конечно, «Текст» отличается от «Убрать из друзей» или «Поиска», но похожие друг на друга элементы есть во всех этих лентах.

Получается своего рода криминальная драма, которая пугает своей чернотой и отрицанием всего хорошего, что есть в обществе. Морги, кресты, тюрьмы, коррупция, множество грехов – все тут переплетается в тесный клубок настоящего зла, через которое можно смотреть только с помощью фонарика на собственном (или чужом) телефоне.

Глуховский и актеры

Писатель Дмитрий Глуховский в первую очередь известен по роману «Метро-2033», который, кстати, тоже вскоре станет фильмом, но в богатой книжной биографии Глуховского есть и другие, менее фантастические произведения, которые ничем не хуже апокалипсиса столичной подземки. «Текст» – яркий пример, который выделяется ритмом повествования и стилем от множества произведений. Даже между строк будущий зритель может найти некую отечественную вариацию популярного сериала «Черное зеркало». Конечно, никаких аналогий проводить не нужно, но подобное желание раз за разом все равно возникает.

По словам самого Глуховского, несколько лет назад к нему обратился режиссер, чье имя писатель решил оставить неназванным. Постановщик предложил поработать над идеей попадания в руки человеку чужого телефона. Затем персонаж должен был полностью заменить предыдущего владельца гаджета, но тогда дальше разговоров ситуация не продвинулась, а в 2017 году вышел «Текст». Роман перевели на множество языков, что позволило ему быстро стать настоящим бестселлером.

В одном из своих интервью перед премьерой «Текста» (состоялась она на фестивале «Евразийский мост» в Ялте) Глуховский сказал, что планировал поменять местами Янковского и Петрова, чтобы актеры сыграли других персонажей. Хорошо, что этого было решено не делать, ведь Петров неожиданно сыграл свою пока лучшую роль.

Петров-герой

Трилогия «Гоголь», драмеди «Лед» и даже военно-приключенческий этюд «Т-34», в которых Александр Петров сыграл главную роль, отнести к серьезному кино никак нельзя. В «Тексте» у артиста просто нет шанса смешить толпу, тут от него потребовались все моральные и физические силы для выполнения поставленных Шипенко задач. Получилось почти блестяще. Тут сразу возникает проблема. «Текст» построен на взаимодействии Горюнова с телефоном, другие исполнители камере не так интересны, поэтому Янковскому и Асмус досталась поистине невыполнимая миссия – появиться в фильме на 10-15 минут и успеть вызвать у зрителя хоть какие-то эмоции.

С Асмус все отлично. Ее дуэты и с Янковским, и с Петровым – где-то более нежный, а где-то более страстный и слащавый – не смогут оставить равнодушным к судьбе девушки. С Янковским проблем значительно больше. Артист начинает переигрывать с первых минут появления в кадре, буквально выплясывая на допросе главного героя с понятыми и личным досмотром. Потом, судя по всему, Янковский начинает исправляться, но верить ему уже не хочется.

В «Тексте» нет героев. Это кино на самые злободневные темы, о которых много пишут в СМИ и судачат на улицах. Хорошо, что у нас такие проекты снимают, не обзывая при этом «чернухой». Помнится, что «Текст» планировали выдвигать на «Оскар». Прекрасно, что от этой идеи отказались. Фильм Шипенко сделал только для нас – для отечественного зрителя, который следит за ситуацией в стране и видит в подобных лентах четкое авторское высказывание. Ну а в США есть свой герой, живущий в мрачной цветовой гамме, постоянно срывающийся на безудержный смех без причины. Пусть «Текст» будет нашим «Джокером» – злым, который никого не оставит равнодушным после просмотра.

«Текст» в кино с 24 октября.

Закрыть