Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В «Упсала-Цирке» заявили о создании в России Центра нового цирка

Основатель и худрук проекта Лариса Афанасьева рассказала «ПД», к чему они движутся

В следующем году единственный в мире цирк для хулиганов – Упсала-Цирк – отмечает 20-летие. В нем детей и подростков из групп социального риска обучают цирковому искусству, чтобы помочь социализироваться в окружающем мире. В 2012 году из парков и площадей выступления переместились в цирковой шатер. А в этом году цирковые артисты занимаются по совершенно новой программе. На первом курсе обучения ребята создают настоящий карнавал, на втором – выступают с концертной программой в социальных учреждениях и на концертных площадках города, третий курс работает над созданием спектакля, четвертый – играет постановку «Сны Пиросмани», а выпускной курс создаёт собственный проект. В Цирке также существует профессиональная труппа – выпускники «Упсала-Цирка» – в апреле они представят спектакль «Перья» об объективной памяти людей о России 90-х годов.

Основатель и художественный руководитель «Упсала-Цирка» Лариса Афанасьева в преддверии Петербургского международного культурного форума рассказала «Петербургскому дневнику», как изменился современный цирк и в чем состоит уникальная методика работы с юными артистами.

В России появится Центр нового цирка

– Какие темы обсудят в рамках секции «Цирковое искусство и уличный театр»?

– Темой этого года станут цирковые школы как образовательная система, как история про новые смыслы для города, страны. Приедут коллеги из всемирно известного шведского Circus Cirkör, а также коллеги из Праги. Это сильная команда людей, у которых есть опыт создания проектов нового цирка.

– Каким опытом на форуме поделится «Упсала-Цирк»?

– Мы расскажем о своём почти двадцатилетнем опыте работы в статусе социально-культурной организации и о грандиозных планах развития. Стартовой точкой «Упсала-Цирка» было создание социального проекта – наш цирк родился прямо на улице. Долгое время мы работали ради того, чтобы ребята с улиц смогли найти себя в творчестве, направить хулиганскую энергию в мирное русло, стать настоящими артистами и изменить свой жизненный сценарий. Сейчас мы понимаем, что многое изменилось, изменилась сама жизнь. В следующем году «Упсала-Цирку» исполняется 20 лет, и мы тоже стоим на пороге больших изменений. Мы планируем создание Центра нового цирка в России. И Культурный форум станет стартовой площадкой для диалога и исследования. В рамках форума мы создадим совет, состоящий из урбанистов, представителей бизнеса, архитекторов, педагогов. Вместе мы поговорим о новом цирке, о том, каким его видят представители культуры, искусства Санкт-Петербурга и приглашённые эксперты. Для нас очень важно мнение коллег, чтобы сделать правильные шаги на пути создания нового большого проекта.

Научить детей искать ответы

– У «Упсала-Цирка» есть уникальная методика работы с юными артистами. В чем она заключается?

– Мы хотим, чтобы творческий потенциал, который заложен в каждом, не был «зацементирован» и встроен в систему, а чтобы он максимально открылся и дал этому миру много хороших идей. 

Мы ставим перед собой важную цель: научить детей и подростков коммуницировать с миром, не бояться, ставить перед ним вопросы и искать на них ответы, взаимодействовать с людьми разных национальностей, разного социального статуса, с разными психологическими и физическими особенностями.

– Чем ребята занимаются в Упсала-Цирке?

– У них есть актерское мастерство, акробатика и цирковые дисциплины – жонглирование, моноцикл, колесо Сира, контемпорари и работа с ритмом. Важной частью нашей жизни являются спектакли, в которых играют хулиганы и ребята с особенностями развития из творческого центра Упсала-Цирка – Пакитан. Сейчас в репертуаре Цирка 6 спектаклей, два из них инклюзивные. Как раз один из них мы покажем в рамках Культурного форума. Это спектакль «Я – Басё» – экспериментальная постановка Яны Туминой, Александра Балсанова и артистов Упсала-Цирка по мотивам японских трёхстиший – хокку. Вместе с профессиональными артистами в нем участвуют обычные дети и подростки, а также ребята с особенностями развития. В 2018 году спектакль стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент».

Группа социального риска расширилась

– 20 лет назад вы искали артистов буквально на улице, у станций метро. Как вы находите детей и подростков сейчас, в цифровую эпоху, когда интернет заменяет им реальную жизнь?

– В Упсала-Цирке нет никакого отбора по физическим данным. В этом году мы работаем с ребятами из коррекционных школ, приемных и обычных семей.

На мой взгляд, понятие группы социального риска изменилось. Сегодня ребенок из группы риска – это тот, у которого забрали свободу. 20 лет назад ребята оказывались на улице, у них элементарно не было еды, воды и одежды, но свобода детства, выбора приключений, драйва у них была. Улица давала им жизненный опыт. Сейчас же дети не мотивированы ходить в школу, они не выходят играть во двор, а взрослые тотально их контролируют. Дети уходят в виртуальную реальность, а это некий мыльный пузырь, созданный для продажи. Если раньше была задача вызволить ребёнка с улицы, то сегодня задача вызволить его из интернета, познакомить с настоящей жизнью и её возможностями.

– Как социальный цирк помогает детям попрощаться со своими страхами?

– На каждом занятии мы ставим перед детьми маленькие цели. Тренеры вместе с ребятами фиксируют успехи. Впервые сделать сальто или даже кувырок – это всегда страх, но мы помогаем им бороться со страхами, поддерживаем их. А когда они выходят на сцену и слышат аплодисменты, то самооценка точно меняется, дети начинают по-другому относиться к себе, понимают, что на многое способны. А это здорово прибавляет смелости. 

– Тема социального цирка также прозвучит в рамках Культурного форума. Какие успешные проекты в России и в мире вам знакомы?

– Удивительный проект, на мой взгляд, – это шведский Circus Cirkör. Они существуют с 1995 года и во многом повлияли на формирование и развитие нового цирка. Cirkör – это площадка, где есть профессиональная группа, образовательные и социальные проекты. В них заняты дети-мигранты, пожилые люди, люди с особенностями и без. Цирком может заниматься каждый, и это прекрасно. Мне очень нравится то, что это творческий проект и он находится в неразрывной связи с обществом.

Закрыть