Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Остров поднимает якорь: Олег Довганюк рассказал, что ждет Кронштадт

Готов ли Кронштадт к зиме? Как будет развиваться транспортная инфраструктура на острове Котлин? И какие форты войдут в туристический кластер? На эти вопросы отвечает глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

ПРО ПОДГОТОВКУ К ЗИМЕ

- Готов ли Кронштадт к зиме, к уборке улиц и дворов? 

- Улично-дорожную сеть Кронштадта убирает ГУДСП «Курортное», администрация Кронштадтского района и местная администрация муниципального образования отвечают за уборку внутриквартальных и дворовых территорий. Петр I строил наш город по образцу Амстердама, который ему понравился больше других европейских городов. Его повеление: «Постройте мне «новый Амстердам» на острове Котлин. Дворы Кронштадта имеют непростую конфигурацию и похожи на своих собратьев из Адмиралтейского и Центрального районов Петербурга.

В силу этой специфики ручной уборки больше, чем механизированной (ручная уборка – 320 тысяч квадратных метров, механизированная – 128 тысяч). Во многих дворах просто нет возможности применить тяжелую уборочную технику.

Чтобы облегчить труд дворников и качественно убирать дворы, мы закупили специальные снегоуборочные машины (15 штук) размером с детскую коляску, которой легко может управлять один человек. Было соответствующее поручение губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова – обратить особое внимание на приобретение малой механизации для уборки.

- Как это работает? 

- Все просто. Дворник толкает устройство, специальные лопатки собирают снег и через раструб выбрасывают его на газон.

Кроме того, приобретены устройства для применения пескосоляной смеси, теперь дворнику не нужно ходить с ведром. Рассказывают, что в некоторых районах для этого дворники приспосабливают детские коляски или тележки из сетевых магазинов. Вместо этого наши дворники загружают в специальную тележку 2-3 ведра смеси (этого количества, как правило, хватает на территорию одного двора), внутри – кругообразный механизм. Катишь, начинается вращение, и смесь разбрасывается в разные стороны. Закупили 20 таких агрегатов. Если не хватит, докупим.

Также у нас есть 4 малогабаритные универсальные машины «Bobcat» с навесным оборудованием. Осенью их можно использовать для уборки мусора и листьев, зимой – снега. Есть 6 многофункциональных тракторов. На осень еще закупили специальные уличные пылесосы, которые могут собирать мусор или сдувать с тротуаров опавшие листья.

- Зимой есть еще одна проблема – наледь на крышах. 

- Есть штатные кровельщики, которые летом и осенью занимаются ремонтом, а зимой – сосульками. При необходимости привлекаем дополнительных работников.
Есть автовышка, которую используем для потенциально опасных мест, где образуются сосульки. В этом вопросе нам также помогают местные силы МЧС, у которых есть нужное оборудование. При острой необходимости нанимаем подрядные организации, которые включаются в работу.

- Как идет внедрение технологии «холодный чердак», которая тоже помогает в этой борьбе? 

- Эта технология применена почти во всех домах. Для нас это решенный вопрос.

ПРО ДОМА 

- Скольким жилым домам на острове Котлин требуется капитальный ремонт? 

- В Кронштадте 335 жилых домов. С 2005 года выполнен капитальный ремонт кровель 287 домов, заменено 66 лифтов, отремонтировано более 100 фасадов.

В плане на 2020 год ремонт еще 30 фасадов, из них 27 зданий имеют статус памятников, то есть в этом процессе участвует Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Требования повышенные, за всеми работами налажен строгий контроль.

- Как решается вопрос с аварийными зданиями? 

- На территории района есть три аварийных дома, все они расселены. Один на Посадской улице, это памятник архитектуры, он в довольно плачевном состоянии. Здание выставлено КИО на торги, но покупатель пока не найден.

Еще два объекта расположены по адресу: Красная улица, 8, корпуса 1 и 2. Они попали в городскую программу «Молодежи – доступное жилье». В третьем квартале следующего года, когда будут завершены ремонтные работы, молодые семьи приобретут 225 квартир в этих домах.

Еще есть объект незавершенного строительства на Кронштадтском шоссе, 28. В 80-е годы XX века там начали возводить ПТУ при Морском заводе. Строительство было заморожено. Сейчас стоят одни стены, хотя все обнесено бетонным забором, это место стало точкой притяжения для подростков и асоциальных элементов.

Естественно, мы хотим его снести, но столкнулись с пробелом в законе Санкт-Петербурга. Оказалось, нет термина «Объект незавершенного строительства», а раз он не существует, значит, нельзя и снести. Для решения этой проблемы необходимо внести поправку в закон через Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Добавлю, что до 2018 года Минобороны России передавало городу военные городки, мы их консервировали, выставляли охрану. Процесс передачи был остановлен, поскольку у министерства возникли планы использования этих территорий, зданий и сооружений под свои нужды.

ПРО СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

- Хватает ли в районе детских площадок?

- Они есть во всех дворах, хотя и находятся в разном состоянии. Одни совершенно новые, некоторые требуют ремонта или замены.

Кстати, все новые площадки делаем с искусственным современным покрытием, которое позволяет повысить безопасность: дети не расшибут коленки, не испачкаются в грязи или песке. Это главное требование нашего губернатора в отношении детских площадок.

Устанавливаем подобное покрытие на старых площадках. Есть большие планы по их ремонту, также рядом создаем спортивные зоны: пока малыш играет, папа может заниматься на брусьях или подтягиваться на турнике.
В этом году открыли несколько детских площадок. Особенно отмечу «Изумрудный город», который появился в 19-м квартале на улице Станюковича. Там найдется занятие для всех возрастов! Да и просто там очень красиво, аккуратно и комфортно.

В 19-м квартале проживает 15 тысяч человек (все население Кронштадта – 44 тысячи). Недавно открыли там центр единоборств, он находится в здании бывшего автовокзала, которое город выкупил и передал нам. Рядом был огромный пустырь, теперь там стадион. Жители могут заниматься бегом, есть несколько спортивных площадок для волейбола и баскетбола, городок силовых видов спорта и даже трибуна для наблюдения за товарищескими матчами. Все оборудовано современным защитным покрытием и системой освещения. Поблизости – бесплатная парковка. В общем, жителям нравится.

- Как обстоят дела с объектами социальной инфраструктуры? Поликлиниками, детскими садами, школами. 

- У нас одна районная больница и одна поликлиника, детский санаторий «Аврора». Также Кронштадт прикреплен к больнице № 40 Курортного района. Если случай очень тяжелый, пациенты направляются туда. Мы регулярно закупаем для наших медицинских учреждений необходимое оборудование, лекарства, чтобы можно было на месте оказать необходимую помощь. Конечно, жители Кронштадта хотели бы иметь детскую больницу, но, по расчетам Министерства здравоохранения РФ, для ее постройки должно быть не менее 20 тысяч детей, у нас их 8 тысяч.

Детских садов у нас 9, и этого уже не хватает, загруженность 112%. Есть планы по ремонту помещения на улице Восстания, 5. Там можем разместить еще около 150 детей. Кроме того, в планах – строительство нового детского сада. Пока все заявки родителей мы удовлетворили. Нет такого, что для кого-то не нашлось места, и ребенок вынужден сидеть дома или ездить в другие районы.

Школ в районе 7, они заполнены на 105%. Отмечу, что одна из школ в свое время была выведена из системы образования из-за демографического кризиса, там расположены детская спортивная школа и Кронштадтский лицей, но сейчас ее необходимо вернуть обратно в систему образования. В план включено строительство детской спортивной школы и ремонт уже существующего здания, где в дальнейшем будут учиться около 700 детей.

- Смольный взял курс на благоустройство и создание общественных пространств. Как с этим обстоят дела в Кронштадте? 

- Работа спорится. Закончено благоустройство бульвара от Советской до Макаровской улицы, заменено почти 1100 метров плитки, сделано освещение, высажены новые кустарники.

Кронштадтский летний сад фактически был заброшен на протяжении 20 лет. Между тем, это место с богатой историей. Например в XIX веке там широко отмечали Духов день на 50-й день после Пасхи. Купцы и состоятельные горожане выводили своих дочерей на выданье в этот сад: девушки степенно прогуливались по летнему саду, покоряя сердца морских офицеров. В советское время, по выходным, там играл духовой оркестр, кружились карусели, работал каток... Еще там есть дерево, посаженное знаменитым адмиралом Макаровым. К слову, он проводил интересные акции. Например, брал учеников ремесленного училища и гимназии и вместе с ними сажал деревья. 

Когда для Советского Союза наступили сложные годы, сад пришел в запустенье. Но в конце прошлого года совместно с Комитетом по благоустройству мы возродили его на средства, выделенные губернатором Петербурга Александром Бегловым. Сделали там две детские площадки, навели красоту.

- В октябре 2019 года сквер между Цитадельским шоссе и улицей Зосимова официально получил название Инчхон – в знак дружбы с городом-партнером из Республики Корея. 

- У Кронштадта около 30 городов-побратимов по всему миру, сейчас решается вопрос о побратимстве с чешским городом Градец-Кралове.

Сквер Инчхон связан с историей знаменитого крейсера «Варяг». Во время исторических событий русско-японской войны корейский город Чемульпо, а ныне Инчхон, был непосредственным свидетелем подвига русских моряков. Долгое время там хранился флаг «Варяга», который они привозили в Кронштадт в 2009 и 2010 годах. Завязалась дружба. В Инчхоне создана площадь Петербурга, а мы создали сквер Инчхон, так полюбившийся жителям района.

Когда начинали его создание, стали искать подходящую площадку: в Кронштадте земли мало, много памятников, везде есть свои ограничения. Поискали, нашли, установили закладной камень. А потом выяснилось, что земля принадлежит Министерству обороны РФ... Было принято решение перенести сквер в другое место. В итоге нашли площадку рядом с Цитадельским шоссе с выходом на залив. Между прочим, крейсер «Варяг» стоял на рейде напротив этого места перед походом на Дальний Восток.

- В Кронштадте реализуется проект Министерства обороны РФ – парк «Патриот». Насколько важен этот объект для района? 

- Важен. Руководство парка уже восстановило часовню на территории Докового адмиралтейства, исторический яблоневый сад, там же создали «Аллею адмиралов» – на ней представлены 25 бюстов выдающихся отечественных морских флотоводцев, внесших неоценимый вклад в развитие российского флота и совершивших великие победы и географические открытия. На территории адмиралтейства проходят масштабные исторические реконструкции, курсанты принимали присягу. Иногда мы используем эту территорию для размещения салютных пушек. Вдоль обводного канала еще немало полуразрушенных складских помещений, которые руководство парка планирует привести в порядок, чтобы открыть там выставочные пространства и музеи.

Кроме того, гости парка могут посетить эсминец «Беспокойный» и ракетный катер «Р-47 Тамбовский комсомолец». Эти корабли-музеи входят в состав экспозиции на Западной дамбе Усть-Рогатки. Создана не имеющая аналогов в России и за рубежом полномасштабная выставка «Штурм гидрокосмоса» из уникальных глубоководных аппаратов.

Проект еще далек от завершения, но активно развивается. Там есть что посмотреть.

- Как будет развиваться транспортная инфраструктура района? 

- Планов много, и они успешно воплощаются в жизнь. Но это не значит, что мы работаем только на туристов или далекое будущее: планы согласуются и корректируются, чтобы жители Кронштадта чувствовали себя комфортно.

Конечно, мы не можем забыть про дороги. Мы три раза проводили Главный военно-морской парад. На первый парад приехало более 50 тысяч гостей, то есть больше, чем все население Кронштадта! Люди стояли в пробках по несколько часов... В дальнейшем мы учли опыт 2017 года и ввели пропуска для транспорта и сделали ограничения на въезд – словом, разрулили ситуацию. Но это решение для событийного мероприятия.
Учитывая планируемый переезд к нам военно-морских учебных заведений, необходимо решать проблему транспортной доступности. Расширить Кронштадтское шоссе, спроектировать новые улицы. К примеру, единственная развязка, по которой осуществляется въезд в Кронштадт, построена по упрощенной схеме. Если ехать из Ломоносова, нет левого поворота в восточную часть острова. Со стороны Лисьего Носа нет правого поворота, чтобы не заезжать на кольцо. Сейчас получается, что любой въезжающий или выезжающий транспорт заходит на кольцо. Одно ДТП – и уже затор. Пожарные, скорая – проехать не может никто.

Поэтому крайне необходимо модернизировать существующую развязку. Кроме того, в плане есть возведение еще одной, в районе Северного форта, плюс съезд в районе контейнерного терминала. Все уже спроектировано, но проблема в том, что эта земля принадлежит федеральным ведомствам. Комплекс защитных сооружений подчинен Минстрою России, то есть Санкт-Петербург за счет своего бюджета не может строить эти развязки. По закону в такой ситуации, это должны быть федеральные деньги. Для решения проблемы создана рабочая группа, где все задействованные исполнительные органы государственной власти занимаются решением этих важных для Кронштадта вопросов.

- Как складывается судьба аэродрома Бычье поле? 

- На аэродроме действуют клуб малой авиации «Дельфин» и станция медицинской авиации «Хели-драйв». Переживать за судьбу аэродрома не стоит.

- А что с бывшим яхт-клубом на Тулонской аллее? 

- Эта территория много лет назад была сдана в аренду, но инвестор не выполнил обязательства, и через суд ее вернули городу. Сейчас там станция спасателей, и будет развиваться детский яхтинг.

- Одна из достопримечательностей Кронштадта – форты. 

- У нас 19 фортов, один из самых удачных примеров их использования – это форт Константин. Там есть музеи, выставки, проходят крупные мероприятия, включая международные. В туристический кластер должны войти три форта: Кроншлот, Петр I и Александр I (Чумной). Есть проект устройства канатной дороги, чтобы туристы имели доступ к туристическим фортам зимой. Не вижу тут ничего сложного.

Без больших проектов не будет развития Кронштадта. Примеров перед глазами много. Так, в 80-е годы возникла необходимость создания Комплекса защитных сооружений, чтобы избежать наводнений. У этого проекта было немало противников, но его реализовали: по дамбе к нам проложили дорогу, и Кронштадт фактически перестал быть островом.

Нельзя бояться крупных проектов, потому что каждый из них дает толчок к развитию. Например, туризм. Сейчас перед нами стоит амбициозная задача – сделать самый крупный в мире остров-музей. Почему нет? Нам есть чем гордиться и есть что показать!

- Что еще в планах? 

- Есть так называемый «18-й квартал», который существует пока только на картах. Сейчас на этой территории пустыри. Чтобы предоставить эту землю инвестору, ее необходимо подготовить: обозначить улично-дорожную сеть, провести инженерную подготовку, разобраться со всеми коммуникациями... И только после этого участки будут выставлены на торги. Планировалось сделать это к 2023 или 2024 году, но, учитывая планы Минобороны, мы будем приближать эти сроки.

Справка

Более 30 лет Олег Довганюк отдал Военно-Морскому флоту, капитан 1-го ранга в запасе. Администрацию Кронштадтского района возглавил в 2016 г. Ранее занимал должность заместителя командира по воспитательной работе Ленинградской военно-морской базы и возглавлял петербургское отделение ОНФ.

Закрыть