Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

«Кресты»: двери открываются

Корреспондент «Петербургского дневника» посетил день открытых дверей в легендарном СИЗО «Кресты». Федеральная служба исполнения наказаний обновляет кадры и открывается обществу

Еще на Арсенальной набережной на подходе к «Крестам» в пятничное утро наблюдалось скопление народа. В основном – группы студентов, но попадались и люди среднего возраста и пожилые. Был даже один господин в длиннополом пальто и шляпе с зонтом-тростью. Потом его можно было увидеть в столовой с миской каши и «тюремным хлебом». Здешние повара говорят, что его пекут по самому лучшему рецепту – только из муки и дрожжей.

В ПЕРВОМ КОРПУСЕ


На КПП требуют паспорт, затем досмотр, и посетитель оказывается во внутреннем дворике у входа в «перемычку», которая соединяет западный и восточный корпуса-кресты. Всех пришедших сразу вместить не удается. Внутрь на экскурсию запускают группами. Пройти можно только в Первый режимный корпус, тот, что слева. Второй «крест» занимает действующая Колония-поселение №8. Так что тюремная жизнь «Крестов» продолжается.

Посетители и журналисты поднимаются на второй этаж, где находится храм. В 19 веке на строительство тюрьмы государство потратило колоссальные деньги – 1 миллион 300 тысяч рублей. Храм же был построен исключительно на благотворительные средства.

Затем, уже в первом корпусе, посетителям показывают следственные кабинеты – где проходили встречи адвокатов и следователей с арестантами. Для обозрения открыт тот самый кабинет, где снимали сцену сериала «Бандитский Петербург», в которой герои актеров Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой во все время свидания молча сидели, глядя друг другу в глаза.

Наконец, группа оказывается в центре «креста». Отсюда на пяти этажах в четыре стороны расходятся коридоры с камерами. Архитектор «Крестов» Антоний Томишко считал, что каждый преступник – это грешник. И отсюда крест как идея покаяния. Вдобавок при таком расположении зданий солнце заглядывает почти в каждую камеру. Для своего времени это было ново. Раньше тюрьмы строились по принципу темниц.

Показывают и обстановку камер. Три яруса нар и матрасы под нижним ярусом на полу. «История «Крестов» знала периоды, когда в камерах на площади 8 квадратных метров располагалось 18-20, а то и больше человек», – говорит экскурсовод. Сейчас уже все совсем по-другому.

ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ

После такой экскурсии находится много желающих отведать тюремной каши с хлебом и чай с булочкой. Кстати, на вкус этот хлеб похож на тот, который пекли лет 20 назад. Повара говорят, что хлеб из «Крестов» в отличие от магазинного быстро засыхает и портится. Здесь же в столовой сидят несколько сотрудников кадрового отдела УФСИН. Ведомству очень нужно пополнение и обновление личного состава.

Прапорщик внутренней службы 31-летний Илья Болгов рассказал корреспонденту «ПД», что с 17 лет работал в структурах, «которые помогали людям», в частности, в скорой помощи. В марте он увидел по телевизору объявление бегущей строкой с приглашением посетить день открытых дверей в новом СИЗО в Колпино. Сходил, после чего получил приглашение на службу. Теперь работает в конвое, возит из изоляторов в колонии спецконтингент. Так в УФСИН называют арестантов и заключенных. Говорит, что его службу в шутку называют «бесплатные перевозки по России». На вопрос, в чем же заключается «помощь людям», отвечает, что буквально собой заслоняет обычных граждан от спецконтингента.

«Тюремный работник, и что? Кто-то же должен делать эту работу. Кто-то должен служить людям, общаться с этим спецконтингентом и оберегать наших граждан от него», – говорит Илья Болгов.

ПОЛИТИКА ОТКРЫТОСТИ 

Наконец, находится тот, кому можно задать неприятные вопросы. Заместитель начальника управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник внутренней службы Роман Семенов признает: негатив есть в любой структуре. Но бороться с ним помогает политика информационной открытости, которой ФСИН следует с недавнего времени.

«Мы будем продолжать работу в направлении открытости, потому что если мы будем закрываться, то мы этих негативных моментов будем получать еще больше», – говорит Семенов.

Практика показывает, что такая открытость меняет и самих сотрудников любой государственной структуры.

«Чем больше мы будем открыты для СМИ, чем больше открыты для общества, тем правильнее будет организована вся наша работа и то мнение, которое складывается о нашей работе в обществе», – говорит замначальника УФСИН.