Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Жизнь на двух колесах: куда петербуржцы поедут в 2020 году

К созданию велодорожек город приступил два года назад

Еще несколько лет назад Петербург не мог похвастаться собственной велоинфраструктурой, а сейчас уже имеет 28 веломаршрутов в разных районах города. В общей сложности они растянулись на 107 километров. До конца 2019 года их протяженность увеличится на треть.

К созданию велодорожек город приступил в 2017 году, определив трассировку первых пяти маршрутов протяженностью почти 40 километров.

Этому предшествовала большая работа по выявлению велосипедных предпочтений горожан, исследованию улично-дорожной сети города и данных Strava Global Heatmap (температурной карты с указанием велосипедной и беговой активности). В итоге были выявлены пять направлений, три из них оказались в историческом центре города, еще два «ушли» в северные районы.

Новые маршруты

С того времени в Петербурге с завидным постоянством стали открывать новые веломаршруты, правда, не обходилось без проблем. Велодорожки занимали часть проезжей части, что вызывало бурю недовольства у автомобилистов.

Особенно ярый протест касался набережной реки Фонтанки, на выделенных полосах водители парковали машины, транспорт эвакуировала ГИБДД. Сейчас страсти поутихли, но предложения убрать эту велодорожку раздаются до сих пор.

За два года сеть веломаршрутов выросла до 28, до конца 2019 года в Петербурге появится еще шесть новых дорожек для двухколесного транспорта протяженностью 32,4 километра, работы по их созданию уже ведутся. По планам СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» (ГЦУП), на двух колесах станет удобнее ездить по Южной дороге, по участку Приморского проспекта, Бухарестской улицы, проспекта Непокоренных. Самым протяженным (9,4 километра) станет маршрут, пролегающий от проспекта Культуры до Кантемировской улицы.

Почему в осень

Еще один маршрут свяжет Московский и Фрунзенский районы, пройдя от проспекта Юрия Гагарина до Софийской улицы. Здесь работы несколько затянулись, проектировщики не учли геологическую обстановку и существующие на участке сети, поэтому городу пришлось исправлять их ошибки. Эта велодорожка обособлена от проезжей части.

В ситуации с созданием велодорожки на Большом проспекте Васильевского острова стало очевидно, насколько каждый объект долгожданный. В прошлом году участок от 6-7-й линий В. О. до Детской улицы победил в проекте «Твой бюджет», его закончат под конец года. Этот факт расстроил велосипедистов, которые предположили, что ярко-красная разметка не переживет долгую и снежную петербургскую зиму. Но в Центре управления парковками эти опасения назвали напрасными.

Другое ведомство

В ближайшей перспективе велополосы ждут большие перемены: по всей вероятности, из Городского центра управления парковками их передадут Дирекции транспортного строительства. Такое решение приняли в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры СПб (КРТИ курирует оба ведомства), соответствующий проект постановления городского правительства до 23 октября находится в процессе обсуждения.

Что же изменится? Поклонники двухколесного транспорта кардинальных перемен, скорее всего, не заметят. Как пояснили в КРТИ, по требованиям безопасности дорожного движения оптимально создание обособленных велосипедных дорожек. Они должны быть обустроены отдельно от тротуара и проезжей части и разделять пешеходные, велосипедные и автомобильные потоки.

«Организация велосипедных маршрутов, соответствующих указанным требованиям, осуществляется в границах автомобильных дорог общего пользования и законодательно отнесена к дорожной деятельности», – пояснили в КРТИ.

А эту сферу в Петербурге курирует уже не ГЦУП, а Дирекция транспортного строительства.

В разных районах

У города уже есть планы по созданию велоинфраструктуры на 2020 и 2021 годы. Так, в следующем году в Петербурге могут появиться 13,4 километра дорожек. По существующему плану больше всего внимания уделят Невскому району. Полоса длиной 4,6 километра появится на проспекте Большевиков, на улице Коллонтай велодорожка растянется на 2 километра.

Кроме того, запланировано создание велополос в Красносельском районе на улице Доблести, в Пушкинском районе на Промышленной улице и в Василеостровском районе на Детской улице.

Еще три веломаршрута появятся в 2021 году, они увеличат сеть на 13,5 километра. Полосы для двухколесного транспорта запланированы в Красносельском районе на проспекте Ветеранов, в Красногвардейском районе на Заневском проспекте и в Приморском районе от Липовой аллеи до Долгоозерной улицы.

Но окончательно планы на ближайший год станут понятны в конце года – после принятия городского бюджета на 2020-2022 годы. 


Исправление ошибок

По словам руководителя Петербургского велосообщества Павла Хусу, за последние три года велоинфраструктура в Северной столице сделала существенный рывок. При этом наметилась тенденция – на каждой последующей велополосе исправляют ошибки предыдущей. Особенно это заметно в историческом центре города.

«Если мы возьмем велополосы на набережной Фонтанки, в Петроградском районе и недавно появившуюся на Большом проспекте В. О., то увидим, как учитываются недостатки. Например, на участке от Большой Зелениной улицы до Введенской улицы велополоса проходит только с одной стороны дороги, это значит, что в противоположном направлении велосипедисты должны двигаться в общем потоке с машинами, какое-то половинчатое решение», – отмечает эксперт.

При этом, по его словам, на велодорожке на набережной Фонтанки автомобилисты бросали машины из-за того, что не было дорожных знаков, разрешающих эвакуацию с велополос. А на Большом проспекте В. О. их установили одновременно с созданием полосы. Но даже при имеющихся проблемах положительная тенденция очевидна: количество велосипедистов растет в тех районах, где появляются велодорожки.

СПРАВКА:

28 велосипедных маршрутов в Петербурге.

107 км – общая протяженность всех маршрутов.
  
3 отобранных веломаршрута пролегают в исторической части города.

«Еще в 2016 году в проекте «Твой бюджет» появилась велополоса на набережной Фонтанки, с нее все началось. До этого инфраструктура практически не развивалась. Последние три года идет относительно бурный рост». Павел Хусу, велоэксперт.
Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть