Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Водолаза променяли на резиновый газон: во дворе Адмиралтейского района сносят советские скульптуры

Местные жители протестуют. Правда, уже поздно

Во дворе дома 12-14 по Нарвскому проспекту снесли малую архитектурную форму – украшавшую двор скульптуру водолаза. Также из земли выкопали двух рыб (одна представляла собой песочницу, на другой можно было сидеть). Все это собирались увезти в неизвестном направлении, чтобы на их месте сделать типовую детскую площадку. Местные жители возмутились, а результат получился неожиданным: работы во дворе внезапно свернули, и ремонтники укатили прочь, оставив раскуроченные остатки жителям.

«Начальство приказало» 

Бригада строителей приехала во двор 15 октября. Двор мгновенно обнесли сеткой, поставили бытовку и принялись копать и орудовать болгаркой. Первым пал водолаз, которому отпилили голову. Рыбка-песочница (торчащий из земли плавник, контур тела и два шара, изображающих глаза) оказалась затоптана. Вторую рыбешку извлекли из земли и аккуратно уложили на бок. Жители дома записали на видео беседу со строителями. 

- Вы что, не видите, что это скульптура? У нее, между прочим, автор есть.

– А мы при чем? Нам начальство приказало, а ему – руководство округа.

Вечером жалоба, написанная жительницей дома, художницей Светланой Емельяновой, достигла адресата – главы муниципального округа Екатерингофский Олега Смакотина. Потом историей заинтересовались СМИ. Вечером 16 октября работы свернули.

«Мы их помним с детства» 

И хотя скульптор, он же автор работ, Владимир Козин во всеуслышание заявил, что бороться за свои скульптуры он не будет, местные жители не успокоились. Их можно понять: с заменой каменных скульптур на рядовую площадку двор потеряет свою уникальность, сделается типовым двориком ничуть не лучше, чем в спальном районе. Чаша, в которой находился водолаз, когда-то была фонтаном (даже для Петербурга внутридворовой фонтан – это роскошь). И вот, вместо того, чтобы беречь красоту, оставшуюся от предков, может быть даже – найти возможность подводки воды в бывший фонтан – его сносят, распиливают на глазах у детей. Больше всего местных жителей раздражает, что с инициативой о замене фонтана на площадку выступили обитатели дома из уплотнительной застройки, который воткнули во внутридворовое пространство в 2008 году (все остальные дома во дворе и вообще в квартале были построены на сто лет раньше).

«Сначала наш широкий двор превратили в колодец, пожертвовав в том числе хоккейной коробкой для подростков, а теперь пришлые варвары уничтожают культурные ценности, которые для них, конечно же, ничто, а мы эти фигуры помним с детства», - такое примерно резюме вырисовывалось из бесед с жильцами.

Новое поверх старого 

Местные жители ведут полемику не во дворе, а в группе «ВКонтакте». Мнения разделились поровну. «Кому нравится это произведение искусства - заберите это убожество себе на дачу», а дети имеют право на нормальную современную безопасную площадку», - говорит одна часть. «На твоей бы родине все так снесли. Мне скульптуры жалко, в них не столько авторская ценность, сколько ценность воспоминаний», – отвечают им другие.

«Петербургский дневник» побеседовал с двумя активными участниками драмы – главой муниципального округа Олегом Смакотиным и жительницей дома Светланой Емельяновой. Беседа напоминала игру в пинг-понг, в которой журналист исполнял роль столика, перекидывая мячик с одной стороны на другую.

Так, Олег Смакотин заметил, что грядущую реконструкцию двора он с жителями обсуждал неоднократно. Объявления о собрании, которое прошло прямо во дворе, были расклеены во дворе, и опубликованы в социальной сети. Сейчас обитатели двора говорят, что объявлений они не видели. В группе «Округ Екатерингоф» 1 августа было размещено объявление о поиске подрядчика для работ «по преображению двора» и указана смета – 1,3 миллиона. Так что для того, чтоб спасти скульптуры, требовалось быть подписчиком муниципальных соцсетей, а кто этого не сделал, виноват сам.

Интегрировать детскую площадку в уже существующий двор, сохранив скульптуры, было невозможно, потому что разрешения не дал бы Комитет по градостроительству, сказал Смакотин. Причина в том, что под двором пролегают коммуникации, значит, строить что-то новое можно только на месте старого. Конечно, детская площадка – не стационарный объект, но правила есть правила.

«Скульптуры не находились на балансе муниципального округа, - продолжил глава округа, - так как сделаны они были по заказу кооператива, застраивавшего дом в 1988 году (тогда же появились и фигуры, - прим. ред).

Потом преемником кооператива стало ТСЖ. Но оно отказалось брать фигуры на баланс, следить за их состоянием. А почему это должны были делать муниципалы? Муниципалитет должен был заплатить за реставрацию форм в два раза больше чем стоит площадка? Жильцы дома тоже знали, что поддержание фигур в порядке требует денег, и выкладывать их не торопились. Они, видите ли, хотят жить, как в Европе, но при этом в коммунизме, чтобы ни за что не платить. По сути, это были бесхозные скульптуры, которые пришли в негодность, у них даже арматура торчала. Неоднократно становились предметом жалоб других жителей двора, чьи дети играют на этом пятачке».

Где правая сторона? 

Вроде бы все логично. Но вот что рассказала Светлана Емельянова: «О каком кооперативе идет речь, если новый дом был построен спустя двадцать лет после появления скульптур? Состояние у них было нормальное, посмотрите фотографии 2018 года. Действительно, раньше во дворе стояли еще и «Слоник», и «Морской конёк», они пришли в негодность, их демонтировали и увезли. Никто не возражал. Но зачем ломать исправное? Зачем выкапывать рыбу, которая идеально целая, без всякой торчащей арматуры?»

«Рабочие вообще ничего не ломали. У них было предписание: демонтировать с сохранением возможности последующей установки, - продолжает Олег Смакотин. – Если кто-нибудь хочет, он может увезти эти малые архитектурные формы в другое место и там поставить. Никто не распиливал водолаза пополам, я бы сам не допустил этого, потому что он мне нравился. Его просто вырезали из чаши, потому что выкопать из земли чашу фонтана было уж очень трудоемко. Огромнейшие земляные работы».

Во что на самом деле превратился выпиленный водолаз, можно увидеть на снимках.

По сообщениям на вечер 16 октября, работы во дворе приостановлены. Выкопанную из земли каменную рыбу вкопали обратно, но водолаза, конечно, уже не вернуть. Сетку убрали. Двор после земляных работ выглядит грязно. Что будет дальше, местные жители не знают. Олег Смакотин уверяет, что работы будут продолжены: фигуры уступят место детской площадке. Впрочем, рыбка стоит в углу двора, так что, может быть, ее пощадят.