Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Судороги – с дороги! Почему участились аварии по вине водителей-эпилептиков?

Можно ли их избежать, выяснял «ПД»

ПОСЛЕДНИЙ СЛУЧАЙ 

В субботу в Калининском районе произошло ДТП, виновник которого, сидя за рулем Hyundai Creta, последовательно проехал по тротуару, автобусной остановке и, наконец, вылетел на встречную полосу, где столкнулся с двумя другими машинами. Машины от удара разлетелись. Как результат - легкие травмы получила женщина 58 лет, средней степени тяжести - мужчина 62 года. К счастью, пешеходы на тротуаре смогли увернуться.

Очевидцы свидетельствуют, что 33-летний виновник аварии демонстрировал признаки эпилептического припадка. Как описал ситуацию участник сообщества «ДТП и ЧП» Тимофей Махно: «Водитель белой машины (то есть Hyundai) ехал по направлению к «Лесной». С первой встречной машиной он столкнулся по касательной ещё напротив магазина «Семья» (Гражданский пр., 23). После столкновения он вылетел на обочину на большой скорости и влетел в остановку, где были люди. Хорошо, что его заметили и вовремя отскочили. После он вылетел опять на дорогу и врезался во встречное авто, где его крутануло до перехода. Мы подбежали, выломали дверь и вытащили его. ГЛОНАСС в машине вызвал «скорую». У виновника ДТП была пена изо рта и конвульсии... Когда очнулся, он хотел сбежать, но мы с фельдшерами настойчиво затолкали его в «скорую». Все живы. У мужчины в темной машине повреждена нога. Разбито шесть машин, его – седьмая».

ЗА ПОЛГОДА ЕЩЕ ДВА 

Разумеется, пена и судороги – совсем не обязательно признак эпилептического припадка или иного нервного заболевания: это может быть и отравление. Но описанная картина очень характерна для ДТП, водители которых на время потеряли сознание.

По данным «Петербургского дневника», за минувшие полгода в городе отмечено минимум два аналогичных происшествия. 6 мая на улице Чапаева автомобиль протаранил три припаркованных машины и остановил свой полет на тротуаре, врезавшись в стену дома. У водителя был судорожный припадок.

28 июня на улице Савушкина автомобиль снес светофор: и снова очевидцы отметили, что у человека за рулем были судороги.

Обе аварии обошлись без пострадавших и скоро забылись. В соцсетях люди повозмущались, что медицинские справки выдают без должного медицинского обследования, но поскольку почти все автомобилисты, получая или продлевая права, сами идут коротким путем, без посещения нарко- и психодиспансеров, то и предъявлять претензии, выходит, надо к самим себе.

ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ 

Вообще, эпилепсия, как рассказали врачи, может настигнуть кого угодно и в любом возрасте. Внезапно, без объявления войны.

«Петербургский дневник» побеседовал с водителем, имеющим эпилептический анамнез и десятилетний стаж вождения. Правда, наш собеседник Михаил сел за руль лет через десять после того как доктор (между прочим, светило психиатрии) сказал ему: «Ты здоров». «Я даже не знаю, существуют ли на мой счет какие-то записи в диспансере, - отметил Михаил. – Когда надо было сдавать на права, я не пошел в психдиспансер за справкой, а явился в коммерческий медцентр, был осмотрен врачом, который одновременно был и психиатром, и терапевтом, и наркологом. Электроэнцефалограмму мне даже никто не предложил, справку выписали, и все. Конечно, у меня в детстве была болезнь в легкой форме, а в диспансере я насмотрелся на детей, которые за руль не сядут никогда. Формы бывают разные, и прогноз тоже. Но иногда я показываюсь врачам-неврологам, и самые опытные из них уже по речи, по дикции могут распознать, что меня когда-то лечили от эпилепсии».

«Петербургский дневник» позвонил в указанную клинику и выяснил: обладателю постоянной регистрации в Петербурге – даже если она появилась на днях – приносить диспансерные справки не нужно. Медкомиссия включает в себя осмотр психиатра, но даже с ним вместе вся процедура займет не более получаса. Гораздо дольше нас, то есть клиентов, инструктировали по поводу очков и контактных линз. «А энцефалограмму вы будете делать?» - поинтересовался «клиент», все еще надеясь на врачебную щепетильность. «Если у вас только категория В, то нет, - заявил администратор медкомиссии. – Если собираетесь водить грузовик или автобус, то сделаем. Еще 3000 рублей».

Впрочем, как говорит глава городского эпилептологического центра, доктор наук Михаил Киссин, ЭЭГ картину эпилепсии показывает редко. Особенно если его делают не в специализированном стационаре, а в коммерческом медцентре из расчета: пять минут на пациента.

«В России законы чрезвычайно строги: даже если ты лечился от эпилепсии двадцать лет назад, за руль тебе нельзя, - заявил Михаил Киссин. - Хотя в Скандинавии, например, разрешают ездить, но не более пяти часов или – раз в два дня. У нас правила жестче, но вот вы сами видите, как они исполняются. На комиссии врач просто спрашивает: были ли у вас когда-нибудь приступы, и если ответить «нет», но на этом вся проверка и закончится». Также доктор отметил, что в его практике были случаи, когда эпилепсией заболевали люди и 30, и 60 лет, хотя 70 процентов случаев – это все-таки дети и подростки.

Состояние, предшествующее припадку, называется аурой. В этот момент больной может осознать, что сейчас у него начнутся судороги, но не стоит возлагать надежды, что за это время пациент может успеть затормозить, съехать с дороги и включить «аварийку». По словам Михаила Киссина, аура возникает лишь у 40 процентов больных, и большинство из них в этот момент испытывает ступор, хотя еще находятся в сознании. Так что водителям, которые уверены, что могут управлять своей болезнью, стоит все-таки поберечься.

Закрыть