Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Сказочные мотивы и загадки: юные петербуржцы раскрывают тайны необычных дворов

Сегодня дети исследовали загадочный двор дома Лидваля на Каменноостровском проспекте
Фото: Ю. Радкевич / «Петербургский дневник»

Культурно-просветительский проект «Открытый город» и организация «Объединение советов многоквартирных домов» вместе с КГИОП решили продумать необычные бесплатные маршруты о тайнах, историях и элементах жилых дворов в центре. Так появился проект «День открытых дворов». На помощь экскурсоводам пришли дети – прочитали стихи, загадали загадки и раздали золотые орешки.

Животные разгуливают по стенам дома 

Детишки начали путешествие со станции метро «Горьковская» в полной экипировке – теплые шапки, шарфики, а сверху – белые дождевики, которые защищали малышей от ветра и петербургского дождя. В руках они держали аудиогиды и надели наушники, так как дом – жилой, и мешать жителям не хотелось. Детей направляла экскурсовод с разноцветным зонтиком, которая начала путешествие в мир дворов со сказки о том, как родился мальчик Йохан – так при рождении звали архитектора здания. Сказочные мотивы появились не просто так: стены дома Лидваля на Каменноостровском проспекте наполнены изображениями животных, причудливых сцен и растений. Это свойственно северному модерну, в котором и построен дом. 

Идеи для изображений Федор Иванович Лидваль брал из сказок и превращал их в камень. Так, на левом корпусе дома показан барельеф с образами из сборника сказок «Калевала» – через этот эпос архитектор рассказал, как появились Земля, солнце, человек, животные и звери. Детишки зорко искали филина, ящериц и щуку. Но сложнее всего было найти белку.

«Несет свою добычу седой филин и контролирует лесные владения. А на стене есть и белка, попробуйте найти ее!» – загадала загадку юная Маргарита, которая ходит в детский сад в наполненном историей доме.

Оказалось, что белок много – они спрятались в лепнине над окнами третьего этажа. За это все получили маленькие золотые орешки. 

Не растерялись детишки и перед ядовитым грибом мухомором, объяснили, чем отличается сосна от елки, и узнали, что дарить шишки – это хорошая и добрая традиция северных народов. Отдельно экскурсовод обратила внимание на камни – рассказала детям, что такое гнилой камень, как можно одеть в шубу дом и почему горшечный камень имеет такое название. 

«Тема достаточно сложная – надо было рассказать серьезные вещи простым языком, чтобы дети могли понять их и заинтересоваться. Отсюда я придумала для экскурсии идею сказок. Малыши быстро включаются и зачастую они – больше, чем мы о них думаем, – где-то умнее и сообразительнее взрослых. Причем репетировали мы с ними всего один раз, и все прошло отлично», – рассказала экскурсовод и исследователь города Лариса Волкова. 

Чтобы подробнее узнать о доме Лидваля, можно обратиться к книгам.

«Есть работы Бориса Михайловича Кирикова, нашего бывшего заместителя председателя комитета, который занимался этой темой. Я советовала бы прочитать «Архитектуру петербургского модерна», – рассказала начальник управления зон охраны КГИОП. 

«Жители несут ответственность за то, что живут в уникальном доме» 

Акция проходит уже во второй раз. На ней запланировано всего четыре экскурсии – в закрытых дворах дома акционерного общества «Строитель», в доме Лидваля на Каменноостровском проспекте, в «Птичьем дворике» на Невском проспекте и во дворах линий Васильевского острова. 

«Дворы должны быть прежде всего памятниками и объектами культурного наследия с какой-то особенностью. Мы попытались выбрать такие, которые заинтересуют как взрослых, так и детей. Но в этот раз мы попробовали сделать экскурсии по другому принципу: раньше часть экскурсий проводили дети для детей, и нам показалось это не очень убедительным. У меня, как программного директора, есть убеждение, что детям должны показывать экскурсии очень хорошие взрослые, а сами дети – хорошим взрослым слушателям. Наоборот получается сложнее – нужно долго готовиться с методистом и воспитателями. Плюс мы нашли общий язык – экскурсовод показывает дворы с участием детей. Также мы хотели обратить внимание, что жители все же несут ответственность за то, что живут в уникальном доме», – рассказала Ольга Угрюмова, программный директор «Открытого города». 

Также она отметила, что в «Птичьем дворике», например, дети готовились очень усердно – три недели. Они учили стихи и проводили репетиции. Ведь жители дома Трейберга решили превратить маленький двор-колодец в птичье царство. «Это и забавно, и показывает отношение к зданию. Ведь дом – это не просто стены, это место, где живут и дети, и взрослые. Хочется, чтобы там было уютно и интересно», – отметила Угрюмова. 

Открывать тайны дворов 

Идея создать день открытых дворов появилась во время межрегионального фестиваля социальных проектов «Моя инициатива в сохранении культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который помогает увеличить популярность культурного наследия в Петербурге. Так и появился проект с необычными дворами, который предложили учащиеся гимназии № 586.

Закрыть