Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Врачи-онкологи: Мы не имеем права лишать человека полноценной жизни

В Петербурге проблемы «Онкологии будущего» обсудили более 800 специалистов
Врачи-онкологи: Мы не имеем права лишать человека полноценной жизни Фото: «Петербургский дневник»

В Санкт-Петербурге более восьмисот онкологов города, регионов и других стран говорили об «Онкологии будущего» – так звучит тема ежегодной научно-практической конференции, организованной Городским клиническим онкодиспансером. Одной из важнейших тем для обсуждения, в том числе с депутатами и журналистами, была крайне актуальная проблема реабилитации онкологических больных.

Научить жить

Специалист по клинической онкологии Городского клинического онкодиспансера, доктор медицинских наук, профессор Рашида Орлова отметила, что за последние 30 лет в лечении онкобольных произошел огромный прогресс, изменились взгляды на лечение, рак стал в ряде случаев излечим, часто он переходит в разряд хронических заболеваний, как диабет или гипертония. Ученые и врачи научились менять биологию опухоли, историю ее роста, но философией противоопухолевой терапии остается по-прежнему токсичность, а поставка диагноза неизбежно сопровождается стрессом.

«Сейчас мы должны говорить о реабилитации онкобольных – это очень важный аспект того, что достигли. Интенсивная диагностика и активное лечение приводит к выгоранию больного, и мы слышим от пациента: «Вы мне спасли жизнь – но зачем, если она некачественная?» Поэтому сейчас наша цель – сделать жизнь пациента полноценной до, во время и после лечения», – говорит Рашида Орлова.

В мире тема реабилитации онкобольных развивается уже давно, во многих странах разработаны программы реабилитации, они входит в национальные планы. Пациентам оказывается психосоциальная поддержка, бытовая и физическая реабилитация, постоперационная реабилитация, людей учат жить со своим диагнозом, причем жить полноценно. Это многоэтапный процесс на адаптацию к новым условиям. Реабилитация нужна с момента объявления диагноза. Должна быть преемственность: онколог – реабилитолог – физиотерапевт – психолог – соцработник.

В России до 2012 года такого направления, как реабилитация онкобольных вообще не было, не было ни специалистов, ни законодательной базы, ни преемственности. Почему-то считалось, что это дорого, долго, негде, да и не нужно. Были единичные базы для восстановления, созданные на голом энтузиазме. Сейчас медицинская реабилитация относится к плановой помощи, сегодня утверждены ее критерии, однако онкобольных они опять не коснулись, потому что не решены правовые аспекты, нет утвержденных клинических программ и методик. Получается, что врачам-реабилитологам, онкологам не с чем работать, а если они и работают, то действуют на свой страх и риск. Сегодня онкологи не знают реабилитологии, а реабилитологи не смыслят в онкологии. И нет госпрограммы, объединяющей их во благо больного.

«Нам негде восстанавливать наших больных. Онкология – как падчерица, реабилитация законодательно запрещена. Но даже четвертая стадия рака может тянуться годами, почему мы лишаем человека шанса вести нормальную жизнь?» – говорит Рашида Орлова.

Фото: «Петербургский дневник»

Ее коллега, заведующая отделением реабилитации, ведущий научный сотрудник Национального центра онкологии им. Н. Н. Петрова, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Семиглазова занимается созданием клинических рекомендаций по реабилитации, на их основе будет создан стандарт и тарифы. Но это все требует времени, а помогать пациентам надо сейчас: «У пациента в момент объявления диагноза рушится иллюзия бессмертности. Он понимает, что смертен, и это может случиться внезапно, возможно, даже завтра. Поэтому реабилитация должна начинаться именно в этот момент», – считает онколог.

Создать дорожную карту

Главный специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению Комздрава Петербурга Станислав Макаренко соглашается, что у нас до сих пор существует множество приказов и документов в области реабилитации, которые друг другу противоречат, и эту ситуацию необходимо менять. На призыв врачей откликнулись депутаты Анастасия Мельникова и Александр Егоров – они пообещали начать работу по созданию дорожной карты для официального внедрения медицинской реабилитации для онкобольных.

По мнению онкологов, полноценное восстановление должно начинаться с самых первых минут осознания человека как онкобольного. Должны быть реабилитационные отделения или центры, которые подхватывают пациента и работают с ним комплексно и в зависимости от ситуации: психолог, массажист, физиотерапевт, гастроэнтеролог, диетолог. Должны быть созданы санаторно-курортные учреждения, которые будут принимать онкобольных во время и после лечения. Пока свои двери для таких пациентов открыл единственный санаторий – «Балтийский берег», и 42 человека, прошедших там всего недельную активную программу реабилитации, теперь начинают жить заново. Вместо мрачных вопросов они спрашивают у своих докторов, к какому косметологу сходить или какие танцы выбрать. И для них, хочется верить, не станут актуальными слова главврача Городского онкодиспансера Эльдара Топузова, что самым страшным днем для онкобольного является даже не день постановки диагноза, а первый день после выписки – первый самостоятельный день дома в совсем новой жизни и в новом качестве.

Закрыть