Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Каждому второму может грозить психическое расстройство

У каждого десятого заболевание уже есть. Не менее 85 процентов популяции так или иначе нуждаются в помощи психиатра или психотерапевта
Каждому второму может грозить психическое расстройство Фото: «Петербургский дневник»

В большинстве стран 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. По данным ВОЗ, на земном шаре различными душевными недугами страдают более 450 миллионов человек. Большинство из них – это пограничные психические расстройства.

Психиатрия – в вакууме

В Санкт-Петербурге на психиатрическом учете состоят 60 тысяч человек. Это те, кто уже получает профильную медицинскую помощь в больнице или психоневрологическом диспансере (ПНД). Если учесть, что у каждого из этих 60 тысяч есть как минимум по два родственника, то примерно 180 тысяч петербуржцев так или иначе вовлечены в психиатрию.

Кроме больного и его близких – тех, для кого психиатрия актуальна в силу обстоятельств, – в отрасли работают около тысячи врачей-психиатров и еще несколько тысяч психотерапевтов, медсестер, фельдшеров, санитарок и т.д. В психиатрию также вовлечены полиция, суды, прокуратура, МЧС, другие силовые структуры. Таким образом, несколько сотен тысяч жителей Петербурга вращаются вокруг душевнобольного.

«И при таком количестве людей, вовлеченных в психиатрию, у нас складывается уникальная ситуация: к ней есть огромный интерес – и при этом полное отсутствие знаний о том, чем занимаются психиатры, о том, куда пойти с проблемой. Чрезвычайно низкая грамотность на бытовом уровне», - говорит главный психиатр Петербурга Александр Софронов.

По словам врачей-психиатров, отрасль постоянно остается в тени, порождая слухи и страхи. Смысл психиатрии как помощи в лечении психических расстройств, защиты больного от самого себя и защиты окружающих – от больного – выхолащивается, обрастая мифами. Особого внимания на нее не обращает и государство: психиатрия то в топе государственных проблем (как правило, после громких ЧП), то – в провале и недофинансировании. Например, психические заболевания не вошли в национальный проект «Здоровье», фактически развалена система реабилитации больных – этим, как правило, сейчас занимаются отдельные энтузиасты на местах.

«Если мы не будем заниматься маргинальными группами, не организуем помощь самим себе – то и нацпроект о здоровье пострадает. Сохранный в психическом плане человек сможет сам о себе позаботиться, а вот наш пациент – не сможет», – убежден Александр Софронов.

К колдунам вместо врача

По словам главврача ПНД № 1 Василеостровского района Владимира Дутова, амбулаторная психиатрия должна быть авангардом государственной службы охраны психического здоровья.

«Это система комплексного оказания помощи, и наш город всегда был лучшим, ярким в плане организации психиатрии. Но упоминание о визите к психиатру приводит людей в ужас и воспринимается как неизбежное зло. А ведь слово «учет» (которого, кстати, давно нет в привычном смысле) означает всего лишь оформление медицинской документации. И в результате больные и их родственники идут не за профессиональной помощью, а к знахарям и колдунам. Со всеми вытекающими печальными последствиями», – считает Владимир Дутов.

В районных диспансерах на пресловутом учете находятся те, кто нуждается в регулярном наблюдении. В госпитализации в стационары нуждается примерно 1 процент популяции – это тяжелые больные. Остальные до поры до времени могут пойти к психиатру или психотерапевту первичного звена. Однако, к сожалению, сегодня помощь психотерапевта воспринимается как фактор улучшения качества жизни, когда основные проблемы решены, или же в случае экстренной необходимости. Как говорит заведующий Городским психотерапевтическим центром Алексей Демьяненко, «когда надо лечить боевую психотравму фенозепамом прямо на передовой».

И при этом происходящие в жизни любого человека события не минуют никого. Врачи говорят, что не 85 процентов, а все сто из нас – в группе риска, потому что все – живые люди, и реакции на события у каждого свои.

«У нас не принято ходить к психотерапевтам, а жаль. Потому что психотерапия – это способ разрешать ситуации, приводящие к стрессам. Но важно еще, к кому пойти. К сожалению, современный мэйнстрим – непрофессиональная попса. Ведьмы уже устарели, зато в моде – всякие нейро-психологи с минимальными курсами», – огорчаются специалисты.

Нуждающиеся в помощи психиатра часто попросту еще и не знают, куда им обратиться. ПНД – пугает, стационар – тем более. Возникает стигматизация, и сейчас основная задача – снизить ее до минимума. Решено максимально приблизить психиатрическую помощь к пациенту, вывести за пределы диспансера и привести ее в поликлиники. «Мы попытаемся заместить знахарей», – говорят врачи.

Если психиатрии удастся плотно войти в амбулаторную сеть, то вполне ожидаем резкий всплекс заболеваемости – больных будут выявлять больше и активнее. По оценкам специалистов, речь в основном будет идти о легких депрессиях, легких невротических расстройствах, но они также нуждаются в помощи психиатра. Что касается «большой психиатрии», то процент больных шизофренией из года в год одинаков – примерно один процент популяции.

Не лучше ситуация и в детской психиатрии. По словам Александра Софронова, в Петербурге на психиатрическом учете состоят 26 тысяч детей, из них половина с серьезными расстройствами, которые наблюдаются соответствующими службами.