Жизнь между музыкой, стройкой и улицей
История началась в Уфе. Лариса Слесаренко была поздним ребенком, разница в возрасте со старшей сестрой 17 лет, с братом – 21.
С пяти лет девочка занималась шахматами, ходила в музыкальную школу, посещала курсы английского языка.
«Мама была очень строгой женщиной. Когда ребята собирались во дворе после школы, меня отправляли домой за учебники», – вспоминает Лариса.
Талант
Окончив музыкальную школу, юная Лариса планировала продолжить музыкальное образование. «Музыка была моей мечтой, но, по мнению мамы, бесперспективной. А я хотела поступать в музучилище, а потом в институт искусств. Обожала фортепиано. Преподаватели пророчили мне большое будущее, – рассказывает Лариса. – Тут‑то и разразился скандал. Мама восприняла идею в штыки – никакой музыки. Учителя пытались переубедить ее, но все было безуспешно. Она даже спрятала мои документы, чтобы я не смогла подать заявление в музучилище».
После бесконечных ссор был найден компромисс. Так, Лариса поступила в музыкально-педагогическое училище, где готовили учителей музыки. Мама считала это более практичной специальностью, чем возможная карьера исполнителя-пианиста. Спустя год обучения, Лариса все же перевелась в музыкальное училище.
«В лесу родилась елочка» и азы музыки - мне это было не интересно, хотелось большего. Когда мама узнала, что я, ничего ей не сказав, перевелась в музыкальное училище, она устроила жуткий скандал. Пришла туда и заявила, что ее дочь тут учиться не будет», - грустно говорит женщина.
Квартирный вопрос
Мать отправила Ларису в город Загорск, подальше от музыкальных училищ. Там девушка поступила в кинотехническое училище. Ее мать полагала, что там ее дочь станет кинооператором, сможет поездить по стране, увидит мир. На практике колледж учил техников по эксплуатации киноаппаратуры. Специальность была далека от какого-либо творчества.
После первого курса вышла замуж, родила сына. Лариса говорит, что с учебой у нее никогда не было проблем, но жизнь сложилась так, что нужных корочек о профессиональном образовании она не получила.
Вместе с мужем Лариса переехала в его родной город Калязин.
«За 11 месяцев, что прожила в одной квартире со свекровью, я похудела на 30 кг. По струнке ходили все», - вспоминает Лариса.
Потом развод, и снова Уфа. Климат города не подходил сыну-астматику, поэтому Лариса отправила ребенка к отцу, а сама стала искать работу. Профессии нет. Пошла на стройку. В результате 15 лет со шпателем в руках. К примеру, бригада получала заказ на коттедж в сотне километров от города. Ездить в город каждый день неудобно, жить приходилось прямо на стройке, спали на полу. Со временем это сказалось на здоровье. А тут еще сестра удружила.
«Сестра решила, что может командовать мной на правах старшей, мы часто ссорились. Как-то, вернувшись с работы в город, я обнаружила, что сестра сменила замок в двери и отказывается пускать меня. Это была мамина квартира, в которой мы жили с сестрой, я там до сих пор прописана, - рассказывает Лариса. – Ходила к участковому, он говорит: бывает, обращайтесь в суд. Но тяжба может занять годы, а где жить?»
Родственники даже пытались объявить Ларису пропавшей без вести, чтобы завладеть заветными метрами. У старшей сестры как раз подрастала дочь, очевидно, родственница решила провернуть все так, чтобы жилплощадь осталась за ней, выбросив свою родную сестру на улицу.
Москва вам не рада
Получив предложение уехать «на вахту» – работать на складе в Москве, Лариса согласилась. Отработала два месяца, но вместо обещанной зарплаты получила всего 5,3 тысячи рублей. Руководство «вахты» заплатило подобным образом всем работникам и было таково.
В процессе поиска работы познакомилась с мужчиной из Петербурга, который работал звукорежиссером на Мосфильме, пока его не уволили за пьянку. Он рассказывал, какой Питер красивый и интересный город, говорил, что люди там другие, добрее.
Она попробовала устроиться в другом месте, но одни не брали из-за отсутствия документов необходимого образования, другие оказывались мошенниками.
«Москва очень своеобразный город. Там либо ты обманешь, либо тебя обманут», – отмечает Лариса. Оставшись без работы и крыши над головой, она пошла в рабочий дом.
«Меня взяли поваром, я хорошо готовлю. Встаешь в 4:30 к плите и кормишь смены рабочих до часу ночи без перерыва, – продолжает рассказ женщина. – Спустя два месяца, когда я стала настаивать на выплате зарплаты, начальник без копейки в кармане ночью выставил меня на улицу на окраине Москвы».
Прячась от контролеров, Лариса на электричках добралась до Петербурга. В пути украли документы. Несколько дней ей пришлось жить на вокзалах.
«Не знаю, как люди так живут годами. Если ты просто сидишь в зале ожидания, сначала к тебе не пристают. Когда ты примелькался, сотрудники вокзала и полиция начинают выгонять. И отношение к тебе, мягко говоря, не очень», - говорит женщина.
В итоге вот она – Северная столица
«Добралась очень уставшая, знакомых в городе нет, денег тоже, хочется есть, спать, помыться. Выбора не было, пришлось снова идти в рабочий дом, теперь уже в Северной столице», – вспоминает женщина. Там она от соседей узнала о существовании «Ночлежки». Судьбоносный звонок в благотворительную организацию буквально спас жизнь Ларисы. Перед заселением ей сделали флюорографию и обнаружили что‑то странное.
Помогли восстановить документы и отправили к врачам, которые объявили: рак легких. Провели операцию. «Выяснилось, что рака нет! В удаленной части легкого были опасные сгустки, если бы врачи их не удалили, я не прожила бы и месяца», – сказала Лариса. В «Ночлежке» Лариса научилась работать с компьютером, она хочет окончить компьютерные курсы, например, чтобы работать с 1С. «Мне подарили жизнь, и я хочу работать, не могу сидеть без дела», – сказала она.
СПРАВКА
«Трудный путь домой»: совместный проект «Петербургского дневника» и благотворительной организации «Ночлежка» Добавим, если вы хотите больше узнать о проекте «Ночлежка» или помочь бездомным, вся необходимая информация на сайте homeless.ru.