Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Классика от Вуди Аллена: «Дождливый день в Нью-Йорке»

«ПД» рассказывает о главном фильме недели, который до сих пор запрещен к показу в США

Огромный поклонник Манхэттена, уроженец Бруклина, самоироничный и бесконечно талантливый Вуди Аллен создал свой новый фильм «Дождливый день в Нью-Йорке». Лента вновь стала одой режиссера о своем любимом месте на планете, куда без зонта лучше не соваться. При этом проект оброс скандалами, которых не бывало за всю карьеру Аллена.

Поездка к родителям

Гэтсби и Эшли – студенты весьма пафосного колледжа Ярдли, но каждый из них мечтает о чем-то другом. Молодой человек (Тимоти Шаламе), как и положено его тезке из романа Скотта Фицджеральда, все свое время проводил на богемных тусовках и теперь устал от такой жизни, предпочитая просиживать часы за азартными играми и крепким спиртным. Девушка (Эль Фаннинг) – уже не может дождаться вручения Пулитцеровской премии, хоть и работает редактором в местной газете.

Вскоре Эшли предлагают взять интервью у известного режиссера, чьи фильмы она с упоением смотрит, но совсем не понимает. Для журналистской работы девушке надо отправиться в Нью-Йорк, куда с огромным удовольствием едет и Гэтсби. Вот только парень планирует провести время со своей возлюбленной, избегая родителей, которые живут тут же, а сотрудница университетского издания намерена быстро стать знаменитой, опубликовав свое грандиозное интервью.

Стечение обстоятельств заставляет пару ненадолго разбежаться. Эшли уезжает с режиссером, попутно знакомясь со всеми плюсами и минусами киноискусства, а Гэтсби отправляется бродить по дождливому городу, встречая своих знакомых, участвуя в съемках фильма и проверяя свои чувства к прыткой пассии на прочность.

#MeToo!

Борьба с домогательствами и харрасментом в США только начинает набирать обороты. Жертвой этих обвинений уже пал Харви Вайнштейн, а теперь очередь добралась и до Вуди Аллена.

Несколько лет назад приемная дочь режиссера, воспользовавшись новыми общественными традициями, решила напомнить всему миру о плохих поступках Аллена. По словам девушки, постановщик распускал руки по отношению к семилетней девочке. После подобного Нью-Йоркский кинофестиваль оперативно снял с конкурса предыдущий фильм Аллена «Колесо чудес», а студия Amazon убрала «Дождливый день» на полку, тут же обвинив Аллена в огромных растратах. Кстати, фильм обошелся компании в 25 миллионов долларов.

На этом мучения Аллена не закончились. Почти все актеры выразили сожаление, что сыграли в его фильме. Тимоти Шаламе, к примеру, даже отдал свой гонорар феминистской организации RAINN. Аналогичным образом поступили и другие исполнители. Вот только Джуд Лоу, сыгравший в «Дождливом дне» второстепенную роль, назвал случившееся позором и предложил перестать терроризировать Аллена.

Так или иначе, но «Дождливый день» в США не показывают до сих пор, а местная пресса продолжает поливать режиссера грязью. Впрочем, уже не с такой регулярностью. Фильму, провалявшемуся в архивах Amazon больше года, все же разрешили выйти в прокат в ряде европейский стран, к примеру, в Греции, Италии и Польше. В этот же список попала и Россия.

Оператор и отсылки

Вуди Аллен свои лучшие фильмы всегда снимает про себя любимого. Перед нами герой-невротик, интеллектуал, часто забитый жизнью, общественным мнением и работой. Этого персонажа Аллен закидывает в Нью-Йорк, сырой, промозглый, моментами серый город, без которого режиссер не может жить. Поэтому критики, уставшие от постоянных самоповторов Аллена, уже начали ворчать, но режиссера подобное никогда не волновало. Как и в своем великом «Манхэттене», он вновь садит героев в карету и наполняет каждый кадр уместной иронией и чудесным музыкальным рядом.

Отдельного упоминания тут достоин и Витторио Стораро, который был оператором у Аллена уже не раз. Итальянец снимал «Последнего императора» Бертолуччи, «Апокалипсис сегодня» Копполы, получил три «Оскара», а потом все чаще начал сотрудничать с Алленом, но уже не для наград, а для получения удовольствия. Впрочем, Аллен снимает свои последние фильмы именно с этой целью.

Аллен упивается своим фильмом, то тут, то там разбрасывая многочисленные отсылки и создавая недвусмысленные образы. Его Эшли – явный намек на «Унесенные ветром». Режиссер Ролан Поллард, сыгранный мастером брутального образа Лиевом Шрайбером, не кто иной, как Роман Полански в самом начале его карьеры – вечно переживающий некий экзистенциальный кризис настоящий талант от мира кино. Ну а Джуд Лоу, исполнивший помощника режиссера Тэда Давидоффа, тот самый Вуди Аллен, который вот-вот превратится в тихого, но импозантного старичка-очкарика.

По большому счету перед нами обыкновенный ТВ-водевиль, максимально упрощенный и сведенный до простой иронии над человеком-недотепой, за что Аллена и любят больше всего, начиная от «Любви и смерти» и заканчивая «Зелигом».

Аллен против

При всем желании сделать «Дождливый день» максимально простым и органичным Аллен не мог не отреагировать на обвинения в домогательствах со стороны прогрессивной общественности и феминистского движения. Поэтому женские персонажи ленты «пострадали» сильнее всего.

Эшли тут буквально не может сдержать себя в руках при виде известного режиссера или актера. Она пьянеет от пары глотков вина и в самый неподходящий момент начинает икать. Брат Гэтсби отказывается жениться на своей невесте из-за ее дикого смеха. Старая подружка главного героя Шеннон (отличная, но маленькая роль Селены Гомес) тут пытается выступить коварной разлучницей, супруга Давидоффа изменяет ему с лучшим другом, и даже мать Гэтсби, величавая светская львица, всю жизнь скрывала от сына свое «темное» прошлое.

С другой стороны, эта откровенная атака на женскую часть «Дождливого дня» становится заметна только в конкретной ситуации и с именем Аллена в финальных титрах. Режиссер и мужчин не планирует хвалить, все его герои смешны и чаще всего страдают от неразделенной любви, тяжелых мыслей или попросту скуки. Главное, что смотреть «Дождливый день» скучно точно не будет.

«Дождливый день в Нью-Йорке» в кино с 10 октября.

Закрыть