Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

Во дворе Эрмитажа появилась чугунная голова девушки

Скульптура работы испанского художника Жауме Пленса символизирует человеческие мечты
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

В Большом дворе Эрмитажа появилась «Карлота». Она стала частью проекта «Скульптура во дворе», который проходит у Зимнего дворца каждый год. Семиметровая вытянутая девушка работы испанского художника Жауме Пленса сделана из чугуна и символизирует человеческие мечты.

Впервые в Петербурге 

Еще при входе во двор видится огромное черное пятно в центре, цепляющее глаз на фоне пастельно-зеленого здания, белых колонн и декоративных элементов, украшенных золотом. Чем ближе к скульптуре – тем больше она кажется странной и изменяет свою форму. Пропорции лица искажаются до того момента, пока не приблизишься почти вплотную. Тогда перед посетителями возникнет пропорциональная голова Карлоты.
Произведение создал знаменитый испанский художник Жауме Пленса, который известен своими работами по всему мира – от Америки до Японии. С некоторыми можно взаимодействовать и оказываться внутри искусства. Конкретно эту скульптуру Пленса создал еще два года назад. Раньше она располагалась в Стокгольме, но в Петербург отправилась в свое первое путешествие.

Перед зрителем открывается образ девушки переходного возраста – волосы в пучке, закрытые глаза, слегка нахмуренное лицо. На вид ей 10-13 лет – тот возраст, когда она уже не ребенок, но еще и не стала взрослым человеком. «Для художника важно показать, как в образе соединяются противоположности. Здесь идет перекличка возраста девушки, которая находится в промежутке между двумя состояниями. Поэтому ее образ намеренно гипертрофируется, вытягивается и меняется при обходе самой скульптуры со всех сторон, добавляя эффект иллюзорности, застывания», – рассказал куратор выставки Елисей Захаренков.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Из человека в 3D-модель 

Карлота – не мифический персонаж, а настоящая девочка. Чтобы создать точный образ Карлоты, Жауме Пленса искал маленьких моделей этого возраста. После он вместе с ассистентом сканировал лицо подростка с помощью 3D камеры в своей студии и переводил его в форму скульптуры с помощью компьютерных программ.

Как сама Карлота относится к новой работе – к сожалению, неизвестно, как и ее нынешняя судьба. Скульптор использовал не только ее образ для своих работ – в его творчестве есть и другие девушки, например, Хлоя.
У скульптуры закрыты глаза – это подчеркивает идею автора о том, что людям следует так же, как и скульптуре, иногда прикрывать веки и мечтать. Эти моменты бывают намного важнее материального мира.

С другой стороны, материальный вид искусства подчеркивается материалом, из которого сделана девушка – из чугуна. Он выбран, чтобы создать обман и иллюзию. В представлении людей чугун – это один из тяжелейших металлов, и скульптура из него должна быть массивной. Но этот образ выглядит изящным и легким, будто сделан из пластика. Это взаимодействие смысла и текстуры обманывает зрителя и становится специфической игрой, которая подчеркивает этот вид искусства.

Заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков отметил важность того, что Карлота молчит – ведь иногда важно правильно задать вопросы, а не ответить на них. «Это вопросы о современности, молчании, сосредоточении, медитации и внутренней жизни каждого из нас, которая проходит при созерцании искусства», – говорит он.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«Диалог овалов, диагоналей и закруглений» 

Скульптура расположилась в центре двора. Это произошло по нескольким причинам. «Двор – это общественное пространство, где можно посмотреть на современное искусство, не заплатив ни копейки. Но наиболее важно увидеть диалог старого и современного. Фоном скульптурам служит фасад Зимнего дворца – барочный, созданный Растрелли. И современная скульптура сложно входит с ним во взаимодействие. Не всякая выдерживает этот контраст, честно вам скажу. И мы подбираем работы, которые сделают этот диалог наиболее интересным с художественной точки зрения. Ведь архитектура Растрелли сложная: если посмотреть снизу, то изгибается фасад, сандрики, а элементы плетут свою барочную игру, а эта скульптура – тоже барочная. Между ними происходит диалог овалов, диагоналей и закруглений. Он исключительно пластический. Мы сначала воспринимаем его чувствами, а после возникает неожиданное и странное впечатление», – рассказал Дмитрий Озерков.

Из-за чугуна вес девушки достаточно велик – семь тонн. При этом она пропорциональна: в высоту тоже занимает семь, но уже метров, что полностью нивелирует тяжеловесность. Внутри скульптура полая.

Чтобы ее смонтировать, использовалась следующая система: один человек находился внутри, а второй – подавал части с помощью крана.

Сама выставка готовилась еще с зимы прошлого года, а процесс монтажа занял всего один день – около четырех часов девушку загружали и перевозили в воскресенье вечером к Зимнему дворцу после закрытия музея. Разгрузка проходила примерно столько же. Чтобы так быстро справиться с работой, организаторы задействовали десять монтажников и плюс – куратора, который следил за работой.

Сверху чугунная дама покрыта специальным маслом темного цвета – оно защищает ее коррозии и холодной российской зимы, ведь иностранка простоит во дворе до 12 апреля следующего года. Причем с недавно закончившейся московской выставкой скульптора фигура никак не связана: на ней показаны небольшие и локальные работы. Такого вида скульптура приехала в Россию впервые. После отъезда из Северной столицы она вновь окажется в галерее в Стокгольме, а дальнейшая ее судьба еще не решена. Однако это можно будет узнать на встрече со скульптором. Он приедет в Петербург до отъезда Карлоты – по словам куратора, Жауме Пленса проведет лекцию ближе к декабрю. Она будет в свободной форме, где слушатели смогут задать вопросы как о скульптуре в Петербурге, так и о его творчестве.