Яндекс.Метрика
  • Артемий Аграфенин

«Женитьба» на экране и не только

Пьесу Николая Гоголя «Женитьба» перевел на язык кинематографа режиссер Виталий Мельников в 1977 году. Сначала он не хотел за нее браться, считая устаревшей. Но потом передумал

Сюжет повести хорошо известен еще со времен школьной программы. Уже немолодой надворный советник Подколесин слишком внимательно слушает своего приятеля и сватается к тоже не юной купеческой дочери Агафье Тихоновне. Но что-то идет не так, и жених предпочитает улизнуть в окно… 

ПОКАЗАТЬ ХАРАКТЕРЫ 

Как рассказывал сам режиссер Виталий Мельников, к созданию картины его подтолкнула случайность. Он всегда относился с опаской к экранизации классики. Сперва режиссеру предложили сделать для телевидения по «Женитьбе» две серии. Тогда Виталий Мельников отказался, так как видел прекрасный спектакль Эфроса. Виталий Вячеславович был убежден, что к гоголевской драматургии ближе театр, а не кино.

«Позже я перечитал пьесу, и мне показалось, что во всей этой истории с массой бытовых подробностей, не имеющих отношения к сегодняшнему дню, есть непреходящая ценность – характеры людей, психологические зарисовки, сделанные гениальным писателем. В киноисполнении как бы приближающих к нам героев эти свойства пьесы могут прозвучать по-новому», – рассказывал Виталий Мельников газете «Кадр» в 1977 году.

ОРКЕСТР ТАЛАНТОВ 

Актерский ансамбль в такой картине, как «Женитьба», – своего рода оркестр, где каждый ведет собственную партию, чтобы в итоге прозвучало нечто единое. Сняться в картине был приглашен, можно сказать, весь цвет российского актерского сообщества. Это были Олег Борисов, Евгений Леонов, Алексей Петренко, Владислав Стржельчик, Борислав Брондуков, а также Светлана Крючкова, Майя Булгакова и Валентина Талызина. 

Даже те, кто играл небольшие роли, старались не отставать от именитых актеров и главных героев.

Тамара Гусева, исполнявшая роль Дуняшки, по сценарию, все время ходила босиком, чтобы подошвы ног выглядели плоскими, «стоптанными». Актриса постоянно заботилась о точном исполнении этой партии и спрашивала режиссера: «Ну, как мои пятки?» Режиссера пятки устраивали. 

Свою партию придумал и одноногий мужик, изображавший солдата очаковских времен. Он быстро понял, что его персонаж незаменим во время съемок, и однообразно требовал на пиво с самого начала каждого съемочного дня.

Снимали фильм в Шлиссельбурге. Более того, «Женитьба» была первой кинокартиной, снятой в этом городе. По Гостиному двору носился за очередной юбкой шалопай Кочкарев (Олег Борисов). У углового здания напротив он объяснялся с «женихом» Подколесиным (Алексей Петренко). И за каким-то из окон томно вздыхала невеста Агафья Тихоновна (очаровательная Светлана Крючкова). 

Специально для героя Владислава Стржельчика была придумана сцена на скотном дворе, чтобы величественный жених столкнулся с унизительной прозой жизни и лично пересчитывал кур и поросят. Она тоже была снята в Шлиссельбурге. 

«Самая главная, нежная партия прозвучала в исполнении Петренко и Светланы Крючковой. Это был замечательный, трогательный любовный дуэт. Особое внимание к внешности актрисы потом привело уже не к киношной, а к самой натуральной женитьбе. Крючкова и Векслер благополучно поженились», – рассказывал Виталий Мельников. 

Фильм Мельникова стал классикой. Хотя один из критиков в «Литературной газете» всерьез упрекнул режиссера: действие пьесы происходит в 1825 году, накануне восстания декабристов. Отчего в фильме не обозначено революционное движение масс?

Закрыть