Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова, Нина Астафьева

Виталий Милонов и Сергей Боярский выступили за «пятидневку» в школах Петербурга

Парламентарии говорят о несправедливости по отношению к учащимся, в Минобре заявляют о выборе школ
Фото: «Петербургский дневник»

«Пятидневка» или «шестидневка» – эта проблема знакома многим петербуржцам, дети которых учатся в школе. Если начальные классы учатся с понедельника по пятницу, то большинство учеников среднего и старшего звена городских школ вынуждены перешагивать порог образовательного учреждения еще и по субботам.

В этом году власти Башкирии рискнули на смелый эксперимент и перевели все школы региона на пятидневную учебную неделю. В Москве большинство школ также учится в «пятидневку». Сейчас вопрос перехода на обучение только с понедельника по пятницу активно обсуждают в Перми.

«Петербургский дневник» решил выяснить, возможен ли переход на пятидневную учебную неделю в Северной столице и как облегчить и без того загруженную жизнь школьников города.

ВЫБОР ШКОЛ

Министр просвещения Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании, которое проходило в преддверии начала 2018/2019 учебного года заявила, что школы имеют право сами определять шестидневную или пятидневную рабочую неделю выбрать.

«Если вы спросите лично мое мнение – то малышам не нужно учиться шесть дней. Вот в старших классах, возможно, в этом и есть необходимость. Знаю, что некоторые регионы пошли по смешанному пути, когда начальная школа учится пять дней, а старшеклассники – шесть», – поделилась она.

Об этом же сообщили «ПД» в городском Комитете по образованию. Федеральное законодательство предлагает школам выбор. А они уже сами, исходя из образовательной программы, выбирают учебный режим.

При этом ученики начальной школы в Петербурге не учатся по субботам, для учащихся 5-7 классов школам также рекомендована пятидневная учебная неделя.

«В связи с большой недельной нагрузкой при изучении ряда предметов на углубленном и профильном уровне лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов вправе выбрать шестидневный режим обучения в 5-9 классах», – отметили в Комитете по образованию Петербурга.

Чиновники согласны, что для детей «пятидневка» подходит лучше. Школьники не переутомляются и могут больше времени проводить с родителями.

При этом в комитете добавили, что руководство школы при выборе учебного графика должно учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, а также учителей.

«ШЕСТИДНЕВКА» ДЛЯ «УГЛУБЛЕНКИ»

Депутат Государственной Думы VII созыва, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова также подчеркивает, что школы сами выбирают свой учебный график. Она также напомнила о том, что существуют санитарные правила и нормы. Они ограничивают недельную нагрузку на школьников по количеству часов в неделю.

«Родители и законные представители вправе выбирать школы с «пятидневкой». Хотя нужно понимать, что углубленное изучение предметов возможно только при шестидневной учебной неделе», – отметила она.

Тутова добавила, что при пятидневной учебной неделе у детей увеличивается количество уроков в день и внеурочных занятий во вторую смену.

«Ради короткой учебной недели образовательную программу школам придется корректировать. Все основные предметы останутся в расписании, а элективные курсы и дополнительные занятия перестанут быть обязательными, школьники смогут посещать их по желанию. В любом случае возрастет нагрузка у всех участников образовательного процесса», – пояснила депутат.

Фото: «Петербургский дневник»

ДАТЬ РОДИТЕЛЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПИТЫВАТЬ

Депутат Госдумы Виталий Милонов называет лукавством заявление о том, что выбор в сторону «пятидневки» или «шестидневки» делают сами школы. По его словам, все спускается сверху. Парламентарий объяснил «ПД», что не первый год занимается этим вопросом и неоднократно писал обращения и требовал перейти в Петербурге на пятидневную учебную неделю.

«Шестой день может быть выгоден для системы образования – больше учебных часов. Но это издевательство над детьми и родителями. Дети, по сути дела, лишаются семей, когда учатся шесть дней. Страдают семьи. Они хотели бы, например, поехать за город. Но не могут, ведь в субботу ребенок освобождается от школы только к вечеру. На фоне того, что школа полностью отказалась от воспитательного процесса и оставила себе только образовательную функцию, это выглядит странно. Уж коль все переложили на семью, то дайте родителям возможность воспитывать», – говорит Милонов.

По словам депутата, «пятидневку» в школах Петербурга надо закрепить на законодательном уровне.

«Это должно быть на уровне закона или постановления, что в Петербурге дети учатся только пять дней», – подчеркнул Милонов.

Субботу парламентарий предлагает сделать днем кружков и дополнительных занятий.

«Пусть школа будет открыта. Тем, кому надо чем-то заняться, могут туда прийти. Но ни в коем случае не учиться, а заниматься дополнительно», – пояснил депутат.

Более осторожно выступает в этом вопросе депутат Госдумы Сергей Боярский. Он отмечает, что вопрос – «пятидневка» или «шестидневка» – зависит не от желания или нежелания учиться по субботам, а от программы. Однако сам, как родитель и как бывший ученик, двумя руками голосует за пятидневную учебную неделю.

«В субботу учиться плохо для семьи, для ребенка, для восстановления сил, для совместных семейных выездов, для занятий спором. Суббота и воскресенье как у взрослых, так и у детей должны быть выходными днями», – говорит парламентарий.

Депутат привел в пример Москву и объяснил, что в столице несколько иначе, чем в Петербурге, сформирована учебная программа.

«Все то, что в Петербурге входит в основное, у них входит в допобразование. И учатся пять дней. По субботам там детки ходят в школу, но получают там дополнительные уроки математики, второго языка», – рассказал Боярский.

Парламентарий отмечает, что вопрос перехода на пятидневную учебную неделю в школах Петербурга можно и нужно обсуждать. И, конечно, стоит попытаться найти такое решение, которое позволило бы и родителями, и детям в субботу получать полноценный выходной день для восстановления сил и занятий, не связанных с посещением школы.

«Но мы не должны рубить с плеча. Нужно разобраться в сути проблемы, чтобы не навредить и чтобы от этого не пострадало качество образования и его система, которая выстраивалась в Петербурге десятилетиями», – подчеркнул депутат.

Боярский признался, что с ужасом думает о том, что в следующем году его дочь будет учиться по субботам.

«Это просто несправедливо. Мне жалко и детей, и родителей, и учителей, и всех тех, кто задействован в этом процессе. Ведь большинство взрослых людей имеют  два выходных дня. А вот школьники наши нет. И это отталкивает от самого процесса обучения», – говорит он.

При этом парламентарий также назвал лукавством позицию Минобра о самостоятельном выборе школ количества дней в учебной неделе.

«Я понимаю, что у Министерства другие заботы. Унификация в такой большой и разной по обеспеченности регионов стране, как наша, практически невозможно. Но стремиться к этому нужно. И я считаю, что Петербург, как регион передовой, который во многом задает какие-то тенденции, может начать поднимать этот вопрос достаточно остро, с тем, чтобы разобраться, правильный ли мы путь выбрали для обучения наших детей», – заключил он.

ЕСТЬ МНЕНИЕ:

Пресс-секретарь петербургского детского омбудсмена Олег Алексеев охарактеризовал такую инициативу – «кручу-верчу, запутать хочу» и припомнил известную сказку о шкурке, из которой просили пошить семь шапок. «Шкурка все равно одна, как и образовательный госстандарт один. Если мы убираем субботу, значит, мы серьезно дополняем учебой все остальные дни. Да, родители то и дело выступают с предложениями такого рода, но это все на уровне разговоров. Тем более что есть школы, где и так, при «шестидневке», больше 6 уроков в день. Таких школ с повышенным уровнем требований в каждом районе минимум две-три. Кроме того, в каждом районе есть и школы, где «пятидневка» уже действует. Выбор за родителями».

Глава городского родительского комитета Михаил Богданов также напомнил, что в городе уже есть школы, где пятидневка действует вплоть до 9-го класса.

«Идея неплохая, но надо хорошо поработать с программами, – отметил он. – Последние 20 лет не уменьшалось количество часов в программах, а увеличивалось. Новые предметы добавлять уже некуда, а убавлять старые никто не решается. Есть предметы, которые за 20 лет сократили, а зря: например, это физика. Хотя, на мой взгляд, можно было бы аккуратно сократить ОБЖ: далеко не все, что там читают, заслуживает внимания. Или вот физкультура: ввели три урока в неделю, а стадионами и залами школы обеспечить не могут. Кстати, в США у школьников индивидуальная программа: родители могут сами решить, сколько каких уроков на неделе надо посещать. Поэтому они, кстати, сидят за одноместными партами. Решение сомнительное, но поизучать его можно».

Закрыть