Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Человек, который смеется: «Джокер» с Хоакином Фениксом

«ПД» рассказывает о победителе Венецианского кинофестиваля, который вышел в прокат

В российских кинотеатрах стартовали показы фильма режиссера Тодда Филлипса «Джокер», в котором Хоакин Феникс сыграл одного из самых популярных злодеев комиксов, врага самого Бэтмена, грозу Готэма и просто плохого парня. Лента удостоилась сразу нескольких наград на не так давно прошедшем Венецианском кинофестивале: лучший фильм и лучший актер, а также специальный приз за музыку. Тут критики не ошиблись, все лавры получили настоящие победители.

Бедолага или злодей?

Готэм – мрачный город, в котором настоящие отбросы общества живут бок о бок с богачами. Как-то в этот грязный мирок смог затесаться Артур Флек. Этот уже немолодой мужчина живет с больной матерью, работает клоуном, каждый день получает тумаки от разного рода хулиганов и мечтает стать всемирно известной звездой стендапа.

Мечтам не суждено сбыться. Всему виной болезнь Артура – он с детства страдает от неконтролируемых приступов смеха. Они случаются на работе, в метро, на телешоу – да когда угодно. Жить с этим недугом просто невозможно. Особенно когда медицинский центр, в котором герой получал лекарства, закрылся.

Это совпадает с другим важным моментом в жизни Флека. Он покупает пистолет, судя по всему, для защиты, но в Готэме оружие можно использовать и по-другому. Вскоре Артур спускает курок и из-под маски странноватого клоуна появляется Джокер.

Скандал или пиар

Любой фильм, про который начали говорить задолго до его официального проката, чаще всего обрастает слухами, сплетнями и скандалами. «Джокер» не стал исключением из правил.

Всему виной фильм Кристофера Нолана «Темный рыцарь: Возрождение легенды», вышедший в 2012 году. Во время показа ленты в штате Колорадо началась стрельба, пострадали 70 человек, погибли 12. Семьи жертв этой трагедии, увидев трейлер «Джокера», поспешили написать письмо с призывом запретить фильм, чтобы избежать новой волны насилия.

«Картина, ее создатели и вся студия не намерены представлять этого персонажа героем», – ответила на это послание студия Warner Bros. Однако скандал не утихал, поэтому в некоторых штатах во время показов в зале начала дежурить полиция. Администрации отдельных городов сейчас рассматривают вариант и вовсе убрать «Джокера» из кинотеатров.

«Таксист» или «Джокер»

Главное сравнение, которое получил «Джокер» после премьеры, это «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе. Тут спорить сложно. Истории Артура Флека и Трэйвиса Бикла сюжетно схожи. Они живут в мегаполисе, долгое время терпят агрессию от окружающего мира, а затем, превозмогая боль и страх, наносят ответный удар. Филлипс не скрывал, что черпал вдохновение из «Таксиста», но фильм у него получился яркой индивидуальностью, и аналогии тут не нужны. Впрочем, от одной избавиться не получится. И тут, и там сыграл Роберт Де Ниро. И тут, и там он был шикарен и идеально вписался в роль.

Хоакин Феникс, в свою очередь, – пока главный кандидат на премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль». В этом году никто не пытался исполнить столь многогранную и сложную личность, которая с помощью мастерства Феникса превратилась из психопата-злодея в героя, не знающего пощады. «Мне нечего терять», – говорит Феникс в фильме, подчеркивая степень своего отчаяния и безумия.

Кстати, Феникс несколько лет назад уже мог оказаться в кинокомиксах, но не в DC, а в Marvel. Сперва ему предлагали заменить Эдварда Нортона и сыграть зеленого крушителя Халка, затем Доктора Стрэнда (сейчас его играет Бенедикт Камбербэтч), но артист отнесся к этой перспективе с опаской. Он долго не соглашался играть и у Филлипса, и режиссер буквально бегал за ним. Хорошо, что уговорил.

Победа или поражение

Джокер – это современная версия Гуинплена, главного героя из романа Виктора Гюго «Человек, который смеется». Артур Флек был изуродован еще в детстве, на него не могли смотреть без смеха, а затем толпа признала в нем лидера. Гуинплен стал пэром Англии, а Джокер – лордом преступного мира Готэма.

Победил ли Флек своих демонов или поддался их власти? На этот вопрос Филлипс предпочитает не отвечать. Он просто вбросил несчастного человека в рассадник ненависти, злобы и апатии, предложив ему выбрать свой путь. Артур выбрал, и его решение понравилось местным жителям, которым был нужен лидер, ведущий их за собой. И они уже не готовы замечать, что их «путь к успеху» прожжен огнем и залит кровью. Именно в таком состоянии Готэм встречает Марту и Томаса Уэйнов, выходящих из театра со своим сыном Брюсом. Тут-то их и поджидает злодей в маске и с пистолетом в руке, тут и начнется возрождение одного из величайших героев комиксов – Бэтмена. Для этого, как и для появления Джокера, потребовался только один выстрел. Идеальная аналогия от Филлипса.

Джокер – мрачный и злой, он ненавидит всех и вся, он подрывает основы и общественные устои, от его смеха закладывает уши, от его взгляда наступает панический ужас. Это буквально чистый поток ненависти, который обрушивается на зрительный зал в бесконечном двухчасовом угаре. Ни в Венеции, ни в остальном мире настолько ершистое и неприятное кино давно не видели. А если добавить сюда и то, что «Джокер» – это кинокомикс, то билетов в кассах кинотеатров остаться уже не должно.

Финальный штрих, устанавливающий темп и ритм «Джокера», – это музыка Хильдур Гуднадоттир – исландки, поработавшей над нашумевшим сериалом «Чернобыль» и получившей в Венеции отдельную награду за свой талант. Без нее старания Феникса и Филлипса остались бы без должных оваций, а они нужны. Ведь перед нами один из главных фильмов 2019 года.

«Джокер» в кино с 3 октября.

Закрыть