Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В Петербурге предлагают отказаться от специализации в школе

Детский омбудсмен запустил опрос в соцсетях
Фото: «Петербургский дневник»

Нужно ли на углубленном уровне изучать отдельные предметы в начальной школе? С таким вопросом к детскому омбудсмену Петербурга обратился обеспокоенный отец гимназиста. В обращении к Светлане Агапитовой родитель поведал, что все школы, которые находятся рядом с домом, имеют какой-то уклон. В одних, по мнению отца, готовят будущих лингвистов, в других – математиков. «Но будущие математики, врачи, музыканты, лингвисты не распределены по кварталам в соответствии со своими наклонностями! Да и как определить основной вектор развития в 7 лет?» – задается вопросом родитель.

Петербуржец предложил «бороться» со специализацией начальной школы. И, похоже, у него есть единомышленники. Аппарат Уполномоченного запустил в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook голосование – «Нужна ли специализация в начальной школе?». Пока что из 168 проголосовавших больше 80% отметили – «нет».

В пресс-службе аппарата Уполномоченного по правам ребенка «ПД» пояснили, что подобные запросы к ним приходят нечасто. Именно поэтому они решили провести опрос, который продлится несколько недель. Специалисты хотят понять: что петербургские родители в принципе считают «специализацией». По словам пресс-службы детского омбудсмена, в городе существует проблема, когда родителям приходиться отдавать ребенка не в нужную им школу, а в ту, что положена им по месту прописки. А она, например, может быть с углубленным изучением немецкого языка, тогда как ребенок изучает английский. Некоторые родители полагают, что это и есть «ранняя специализация», от которой не отказаться.

Голосование будет длиться еще пару недель. После этого результаты передадут в городской Комитет по образованию.

Фото: «Петербургский дневник»

Вопрос надуман

Председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов полагает, что проблема несколько преувеличена. В беседе с «ПД» он объяснил, что в начальной школе такого быть не может. Специализация – это углублённое изучение предметов, которые выходят на передний план, «отодвигая» другие дисциплины. А в начальной школе детям дают основы основ.

Подобие специализации действительно существует в начальной школе, если речь идет о лицеях и гимназиях – учебных заведениях с определенным уклоном, где техническое, гуманитарное или естественно-научное направление закреплено в документах. Дети изучают обычную программу, но выделяются дополнительные часы для изучения профильных предметов.

Михаил Богданов уверен, что специализация в начальной школе и не нужна. «То, что называется «специализация», начинается после 8 класса. В начальной школе – это перегиб, который не дает ребенку в целом развиваться как личности. Это ошибка», – считает Богданов.

По его словам, такой проблемы в городе нет. «У нас нет специализации в начальной школе. Это не соответствует учебному плану», – сказал эксперт. По его словам, бывают случаи, когда некое подобие «уклона» внедряется в начальную школу, проходя этап федерального одобрения. Но, по его мнению, это неправильно.

Однако есть кружки – дополнительные занятия вне программы, которые могут «задать» будущий профиль. Но здесь все решают родители: хотят ли они, чтобы их чадо с малых лет изучало второй язык или усиленно подтягивало английский?

Фото: «Петербургский дневник»

Гуманитариев и технарей – поровну

Кстати, в гуманитарные и технического классы петербургские школьники стремятся в равной степени.

«В целом по городу примерно поровну гуманитарных, естественно-научных и технических классов», – считает Михаил Богданов.

По мнению эксперта, спецкласс может помочь ребенку подготовиться к будущим экзаменам и поступлению в университет. «Это серьезно помогает. В рамках обычных школьных часов подготовиться и получить высокий балл ЕГЭ, где есть задания с олимпиадным уровнем, невозможно. Конечно, если ребенок занимается в специализированной школе или берет дополнительную нагрузку в кружках или секциях, то вероятность того, что, например, биологию он сдаст выше, чем среднестатистический ребенок, больше», – заключил председатель городского родительского комитета.

Дети не знают о профессиях

«Музыкальная школа – это непросто, и задача родителей – поддержать ребенка, если у него есть склонность и желание заниматься тем или иным делом», – уверена психолог Оксана Миропольская. По ее словам, это абсолютно нормально, когда школьник меняет один кружок за другим и находится в постоянном поиске «дела всей жизни». Задуматься родителям надо, когда ребенок, объективно наделенный способностями или талантом к чему-либо, отказывается от занятий после первых трудностей.

На этом этапе можно предложить старшекласснику пройти профориентационное тестирование. Это важно, поскольку ребенок узнает о том, какие профессии в принципе есть. «Дети на сегодняшний день не знают даже о том, чем занимаются их родители. Это реальная проблема. Когда я спрашиваю, какие профессии они знают, затрудняются ответить даже взрослые дети», – отметила психолог.

«Есть два момента. Первый, это когда родители навязывают свои желания и реализуют через детей свои собственные, иногда профессиональные цели. А второй – это сама специализированная школа, но они были всегда. Это выбор родителей: отдавать детей в эту школу или нет. Либо, уже отдав, следить и анализировать, подходит она или нет. Понятно, что специализацию вводить в младшей школе или даже средней – преждевременно, на мой взгляд. Есть дети, которые сразу определяют свои желания и пристрастия, но скорее это происходит ближе к старшей школе. Хотя многие дети и в этом возрасте еще не определились в плане профессиональной направленности», – считает Оксана Миропольская. 

Закрыть