Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В Петербурге обсудили опасности, подстерегающие нерп

В наших краях насчитывается пять тысяч особей ладожской нерпы

С приближением зимы бьет тревогу петербургский Фонд друзей балтийской нерпы. Глава фонда Вячеслав Алексеев на состоявшемся в понедельник Экологическом совете рассказал, какая беда подстерегает их опекаемых в окрестностях Петербурга. Это, во-первых, рыбаки, во-вторых, собаки. У рыбаков основная претензия к тюленям и нерпам – не конкуренция за улов, а глупость самих ластоногих, которые запутываются в рыбацких сетях и портят их.

Два основных вида ластоногих, обитающих в Финском заливе, – это серый тюлень, он занесен в Красную книгу России, и кольчатая нерпа – балтийская и ладожская. Она записана в Красную книгу Петербурга и, соответственно, кроме как петербургским зоологам, позаботиться о ней некому.

Ладожская нерпа попадает в город, приплывая сюда на отколовшихся льдинах. Размножаться они могут только на льду, причем лёд нужен естественный. Немудрено, что в процессе размножения звери могут не заметить, что лед вскрылся. Всего в наших краях насчитывается 5000 особей ладожской нерпы и около ста – балтийской.

«Прошлой зимой мы наблюдали нерпу между мостом Александра Невского и водозабором. Она прожила там несколько месяцев и, несмотря на вопросы журналистов, которым очень хотелось ее поснимать, мы выстояли, и место не назвали, - рассказал Алексеев. – Был год, когда нерпу видели у Финляндского вокзала, но основная их локация - остров Котлин. Северное побережье залива в районе Зеленогорска облюбовано серыми тюленями, но именно здесь любят сидеть рыбаки. И вот – нам регулярно звонят по горячей линии и просят спасти тюленя, которого либо просто выбросило на берег, либо он получил травмы, выпутываясь из рыбацкой мережи. В прошлом году таких обращений было 50. В 2014-м – рекордные 200. Чтобы рыбак не убивал нерпу, мы раздаем им агитлистовки».

Против бродячих собак, которые также стаями могут бродить возле Толбухина маяка и вредить тюленям, агитация бесполезна. Как с ними бороться, чтобы никому в природе не было обидно, зоологи не знают. Кстати, сами рыбаки говорят, что финны давно придумали электронные отпугиватели, благодаря которым тюлени сами стараются держаться подальше от сетей. Но, во-первых, такой гаджет стоит 8000 евро, а во-вторых, тюлени привыкают к ним так же, как люди, например, привыкают к шуму водопада.

Очень неприятно, если погибшего тюленя никто не убирает, и он лежит на пляже вплоть до лета. Обычно утилизацией занимается ГУ «Курортный берег», который свозит тушки в крематорий, но оно может не справляться, если погибших много.

Отметим, что в бюджете Ленинградской области одновременно со вступлением в силу закона об ответственном отношении к животным, то есть с декабря 2018 года, появилась статья о субсидировании диких зверей и птиц. Для них выделяются корма и лекарства, а в Петербурге все может существовать лишь на добровольные пожертвования.

Закрыть