Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Участник операции «Январский гром» вспомнил события 1944 года

Последний член экипажа линкора «Марат» Николай Чирков рассказал, какой вклад корабль и его команда внесли в оборону осажденного Ленинграда. Ветеран на всю жизнь запомнил, какими яростными были атаки люфтваффе и как фактически разломленное на части судно продолжало сражаться с врагом
Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз

Стратегическая наступательная операция «Январский гром» 1944 года. На фашистские позиции обрушивается ураганный огонь. Снаряды калибром 305 мм стирают с лица земли позиции немцев. Исход боя решили именно эти орудия, установленные на линкоре «Марат». До этого славного дня кораблю и его экипажу пришлось выдержать тяжелое испытание. С самого начала Великой Отечественной войны линкор находился на службе в Кронштадте, обороняя Ленинград.

Николай Чирков вошел в состав экипажа «Марата» накануне войны – был зачислен в зенитный расчет носовой надстройки. В начале сентября 1941 года линкор атаковали с берега. «Объявили боевую тревогу, немец подошел к берегу – танки, артиллерия. Они начали стрелять по нам, были попадания в борт и палубу», – рассказывает Николай Чирков. Более двадцати снарядов, попавших в корму линкора, не нанесли ему серьезных повреждений. Однако 16 сентября после попадания нескольких авиабомб вышло из строя одно из орудий корабля.

Тогда «Марат» пришел в Среднюю гавань Кронштадта на ремонт. Но там 23 сентября 1941 года линкор подвергся массированной атаке немецкой авиации. Почти одновременно две 500-килограммовые бомбы ударили около фок-мачты, рухнула носовая надстройка со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми, а также мачты, носовая труба. Произошла детонация порохового погреба носовой башни главного калибра – это разрушило носовую оконечность корабля.


В годы войны орудия наших кораблей вели беспрерывный огонь по фашистским позициям, стояли насмерть беспримерно мужественные экипажи. Не менее важную роль в защите Ленинграда сыграли флотские зенитчики, которые встали непреодолимой стеной для немецкой авиации. Мы должны помнить об этом подвиге и гордиться нашим флотом! Александр Покровский, писатель-маринист, автор рассказа «72 метра»

«Вся башня и все, кто были рядом, погибли мгновенно. А в надстройке было все командование кораблем», – рассказывает Николай Чирков. Фактически корабль был разломлен на две части. Погибли 325 человек. «У нас стояли бронированные шкафы, где хранились снаряженные обоймы для зениток. Снаряды начали рваться. Командир приказал нам покинуть боевые посты. Потом темнота… Помню, я очнулся на ступеньках у спуска в недра корабля, спиной к бушующему огню. Побежал по палубе, там пожарные шланги лежат – и никого вокруг. Увидел тело убитого командира. Тут меня швырнуло о палубу», – вспоминает тот страшный день ветеран.

После удара о палубу Николай Чирков вскочил на ноги и тут же рухнул снова: не смог ступить на правую ногу.

«Поскольку была дождливая погода, мы все были в специальных костюмах и ватных брюках. Вероятно, мне не оторвало ногу потому, что осколок шириной в четыре пальца утратил часть силы, прорываясь через эти одеяния», – продолжает рассказ Николай Чирков.

Рабочие Кронштадтского морского завода и уцелевшие моряки частично восстановили боеспособность корабля. В дальнейшем «Марат» использовался как несамоходная плавучая батарея, то есть даже после серьезных повреждений продолжал бороться с врагом. Искалеченный, но живой корабль сражался до Победы.

«Перестали рваться снаряды. По нам не стреляют, мы не стреляем. Оказалось, осада Ленинграда снята! Запомнилась встреча с родителями, они всю блокаду провели в городе. Маму было не узнать – кожа да кости. Но радость: война кончилась, мы выжили».

ФАКТЫ

● Недавно Николай Чирков отметил свое 99-летие. На флоте он служил до 1961 года.

● Линкор «Марат» был заложен 15 июня 1909 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.

● Немцы несколько раз заявляли об уничтожении «Марата», но линкор вновь и вновь опровергал это залпами орудий.

● До революции «Марат» носил имя «Петропавловск». В мае 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя. С 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведен в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году разобран на металл.