Яндекс.Метрика
  • Дени Джамалов

Стюардесса из Петербурга судится с работодателем за вредность профессии

Женщина обратилась в Клинский институт охраны труда

В соцсетях проходит странная забастовка под рабочим названием «Больничный лист». В ней сказано, что бортпроводники «Аэрофлота» массово берут больничные, чтобы привлечь внимание к своим условиям труда. Они требуют руководство изменить к ним отношение, а также требуют увеличить им зарплаты.

Странность этого движения в том, что акция анонимная. Поэтому понять, как много стюардесс за ней стоят, сложно.

Однако «ПД» вышел на бортпроводницу из Петербурга, которая рассказала, почему она поддерживает эту акцию. Шесть дней девушка находится на больничном. И готова за свои права бороться через суд. 

Продавщица и уборщица высшего пилотажа

С Алиной Ивановой (имя героини изменено – прим. авт.) мы встретились в кафе у ее дома. Она согласилась поговорить только на условиях анонимности. Как пояснила бортпроводница корреспонденту «ПД»: не хочет лишиться места работы.

«В профессии я уже двадцать лет и видела, как деградировала эта миссия. Раньше профессия бортпроводницы была элитной, а сейчас из нас сделали уборщиц, продавщиц. Мы обязаны убирать в самолетах. И нам за это не доплачивают», – вздыхает собеседница. В должностную инструкцию стюардесс вменили еще реализацию товаров во время полета.

«Нам несколько процентов с выручки выплачивают, но я не хочу продавать! Я не продавщица, а стюардесса. Но это прописано в должностных обязанностях. Не выполнил – нарушение, следовательно, штраф», – перечисляет Алина.

«Сотрудники вынуждены подписывать локальные акты из-за страха лишиться места работы, а рассказать о давлении со стороны компании боятся – при приеме на работу все подписывают «договор о неразглашении коммерческой тайны», – поясняет бортпроводница.

Последний локальный акт, который должны были подписать члены летного экипажа авиакомпании, дополняет список обязанностей бортпроводников следующими пунктами: планировать полетное время до 90 часов, выполнение полетной смены, разделенной на части.

«Последнее означает, что время, проведенное на земле во время рейсов с пересадками, зачитывается как нерабочее», – объясняет Алина. Относится это к рейсам, где предусмотрены пересадки.
«То есть на рейсе «Санкт-Петербург – Красноярск» мы пересадку ждем 8 часов. И все, что с тобой случится за это время – травма, болезнь, что угодно, расценивается как случившееся в нерабочее время. Если вы в это время заболеваете, никто вам больничный не оплачивает», – негодует стюардесса.

«Ветряная мельница, которая вас снесет» 

По словам стюардессы, за последнюю неделю на больничный, как она, ушли 150 человек из летного состава экипажа.

«Все началось с того, что в прошлом году авиакомпания провела специальную оценку условий труда, по итогам которой нам снизили индекс вредности профессии», – говорит Алина.

Специальную оценку проводил Клинский институт охраны труда. До оценки экипажу доплачивали 24 процента от оклада за вредность труда. После оценки надбавка сократилась до 4 процентов.

«Присудили класс вредности 3, 1. Это, чтобы вы понимали, почти безвредно. Кстати, из-за этого нас также могут лишить второго отпуска. У нас некоторые стюардессы, когда совершают последний рейс перед уходом в отпуск, трясутся. Не от страха, а от психологической нагрузки. Представьте, что будет, если и второй отпуск отменят», – жалуется протестующая.

Сотрудники авиакомпании жаловались на изменения в Минтранс, Росавиацию и профсоюзные организации, но пользы это не принесло. «Это ветряная мельница, и она вас снесет», – вот что ответили на это профсоюзы.
«Создали петицию, собрали много подписей против этой инициативы, но в итоге всех запугали, осталось два-три человека. Все профсоюзы отказали нам в помощи. И мы вынуждены молчать, потому что боимся лишиться рабочих мест», – говорит Алина.

Еще одна проблема, на которую пытаются обратить внимание забастовкой бортпроводники, – сокращение перерыва между рейсами: раньше на отдых предоставлялось четырнадцать часов, сейчас – двенадцать.
«Прилетел ты в двенадцать часов ночи с рейса, а тебе ставят на двенадцать часов дня уже следующий и еще требуют за полтора часа раньше являться на работу, хотя в документах указано, что за час. Полчаса, вроде мелочь, но я работаю по графику 6/1, и если суммировать, там выйдет внушительное число неоплачиваемых часов», – жалуется Алина.

«Стандартная схема»

По словам нашей собеседницы, высокие зарплаты стюардесс – это миф. Фиксированный оклад бортпроводника в их авиакомпании – 11 тысяч 200 рублей. За переработку, по словам Алины, им не платят. Правда, надбавки все же есть. Например, 350 рублей к зарплате идет за 60 часов ночных рейсов.

На международных рейсах платят, разумеется, больше. Но чем активнее Алина проявляла свою позицию в отношении требований руководства, тем реже ее ставили на выгодные рейсы.

«В компании нет такого документа, который дает право без причины отзывать бортпроводника с международных рейсов, – объясняет она. – Но это стандартная схема. Так все авиакомпании делают: тех, кто им не нравится, они просто ставят на плохие рейсы».

На внутренних рейсах иногда членам экипажа приходится выполнять двойной объем работы. Но женщина утверждает, что за них доплачивать тоже перестали.

«Один раз я прилетела с очередного рейса и заплакала, увидев сумму зарплаты, которую мне выдали, – 32 тысячи рублей. Ровно столько я плачу за ипотеку», – вспоминает она.

По ее словам, они вместе с коллегами вынуждены искать подработки в выходные дни. «Девочки из моего экипажа ногти делают. А я подрабатываю в такси. В свой единственный выходной», – с грустью смеется она.

В данный момент стюардесса находится в судебных тяжбах со своим работодателем. Возвращения индекса вредности профессии она добивается через Клинский институт охраны труда. Первый иск суд отклонил, Алина подала требование повторно.

В Госдуме заинтересовались проблемой 

В авиакомпании «Россия» на вопросы «ПД» не ответили. Издание направило официальный запрос в компанию, чтобы прояснить ситуацию.

К слову, в «Аэрофлоте» опровергают информацию о массовой забастовке. В компании утверждают, что на конец сентября на больничном у них находились 13 бортпроводников. При этом в компании работают 8,5 тысячи бортпроводников.

Председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников в беседе с «ПД» сказал, что не слышал о забастовке бортпроводницы. «Впервые слышу, нечего комментировать», –  заявил он.

Тем не менее на проблему бортпроводников обратили внимание в Госдуме. Депутат парламента Михаил Романов призвал соответствующие органы обратить внимание на проблему протестующих и проверить авиакомпании на предмет нарушений по отношению к рабочим.

«Нужно совместно с профсоюзами, с руководством авиакомпании, с профильными государственными органами, в данном случае это прокуратура, проверить авиакомпанию на предмет нарушений и уточнить вообще все обстоятельства ситуации. Она меня удивляет и требует тщательной проверки», – отметил законодатель.

Закрыть