Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как «Организатор перевозок» проводит общественные слушания

ГКУ «Организатор перевозок» с августа проводит опрос населения, выясняя, с какими маршрутами общественного транспорта ему будет наиболее тяжело расстаться
Фото: «Петербургский дневник»

Корреспондент «Петербургского дневника» побывал на слушаниях в нескольких районах и сделал вывод: в основном горожане пекутся не о тех маршрутах, которые соединяют по 4-5 районов, а о «подкидышах» от крупных жилых комплексов до метро. Заместитель директора ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий разъяснил, что удовлетворить все просьбы в любом случае не удастся. Да, есть улицы, подъехать к которым возможно только на маршрутке: теперь их обитателям придется ездить по соседней дороге, а последние сотни метров преодолевать пешком.

Напомним, что реформа, заключающаяся в отмене маршрутных такси, – это 220-й федеральный закон «Об организации регулярных перевозок городским наземным транспортом». В течение пяти лет (с 2015 по 2020 год) она внедряется во всех городах, и в столице, например, уже состоялась. Участникам общественных слушаний разъясняют, что городские власти изменить закон не в силах, но они специально собирают народ на обсуждение, чтобы выслушать его пожелания и скорректировать маршруты социального транспорта, которому надлежит окончательно вытеснить маршрутки к 17 июля 2020 года. К слову, далеко не по всем улицам может беспроблемно проехать большой автобус, поэтому ГКУ внедрило термин «автобус средней вместимости». Юркие автобусы, отдаленно напоминающие маршрутки, будут успешно передвигаться по улицам Коломяг или Петроградской стороны, но закон требует, чтобы городской транспорт был адаптирован для использования инвалидами и мамами с колясками. Это означает, что перевозчикам придется закупать такие машины, чтобы у них были: низкий пол, пространство в салоне, где может поместиться инвалидное кресло. Соответственно сидячих мест в салоне станет меньше. И еще одно требование: автобус должен быть не старше 2018 года.

Стоит отметить, что набор пожеланий у населения от района к району меняется. Так, жители Канонерского острова опасаются отмены маршруток, потому что социальный автобус ждать придется слишком долго, буквально на семи ветрах, а пешком с острова не уйдешь. Их заверили, что 67-ю маршрутку не сократят, превратят в социальный маршрут с автобусом средней вместимости, а вот 66-ю наверняка уберут: все равно она дублирующая. Жители Кронштадта оказались недовольны внедрением больших автобусов, потому что сидячих мест в них не много, и никому не нравится стоять в толпе час – именно столько времени требуется, чтобы добраться через утренние пробки от острова до метро.

«Почему большие автобусы не делают остановки у железнодорожных станций Лигово и Ульянка, а маршрутка делает? – возмущались жители Кировского района. – В районе строится много жилых комплексов, от которых можно добраться только до одной станции метро – «Проспект Ветеранов». А почему нельзя сделать, например, до «Автово» подвозку?» Но здесь представитель Комитета по транспорту Алексей Ванягин твердо заявил, что «слишком длинное плечо» делать нецелесообразно.

«Я рада, что маршрутки отменяют, – заверила «Петербургский дневник» жительница проспекта Стачек. – Тошно смотреть, во что превратилось метро «Автово», где собираются маршрутки из Ломоносова и Петергофа. Гастарбайтерам наплевать на правила, у них зазывалы орут на всю улицу, а маршрутки разворачиваются там, где этого нельзя делать. Будут автобусы – будет больше порядка».

Практически в каждом районе на слушаниях упоминались выделенные полосы – единственный способ сделать большие автобусы более-менее быстрым транспортом. Но горожане сами признавали, что рисовать их негде: например, от микрорайона «Солнечный город» к Петергофскому шоссе ведет двухполосная дорога, и одна полоса стабильно стоит на левый поворот, и аналогичная ситуация – на Шотландской улице Гутуевского острова.

Как оказалось, движение по хордам очень популярно у жителей спальных районов, и далеко не все ищут работу, хобби, светские мероприятия в центре. Да и многочисленные урбанисты сколько раз говорили, что городу нужно стать полицентричным. А в довоенные годы на роль второго центра готовили Московский район.

«Я живу у Кировского завода, а ребенка вожу в бесплатную секцию на проспекте Космонавтов, – рассказала женщина по имени Юлия. – Кроме 151-й маршрутки по этому направлению не ходит ничего».

Увы, кроме нее за сохранение этого маршрута не выступил никто. Заступались в основном за 216-ю маршрутку (она тоже соединяет Московский и Кировский районы, но южнее), 306-ю и 195-ю (из Лигово до центра), а также 20-ю. Их явно не будут ликвидировать полностью и оставят хотя бы один социальный маршрут. И все же ГКУ явно дало понять, что основным транспортным средством для поездки в центр или другой район теперь станет метро. Чтобы подсластить пилюлю, пассажирам пообещали навести порядок с многоразовыми проездными билетами. Сейчас почему-то выгоднее покупать билеты на 5 дней, а не месячные проездные. Но если сделать так, чтобы вторая поездка в течение часа-полутора не оплачивалась вовсе – именно на такой схеме настаивает «Организатор перевозок», – то дорога, состоящая из 2-3 пересадок, станет комфортнее. Даже если она будет занимать не 40 минут, как привыкли жители, а больше часа. Жители, правда, не согласны и уверяют, что готовы платить лишние 40 рублей за 40 минут сна.

В Приморском районе слушания проходили в 14 часов – впрочем, ГКУ «Организатор перевозок» вынуждено соглашаться на то время, какое назначает районная администрация. Поэтому в зале, рассчитанном на 600 человек, собралось около 20 – в основном пенсионеры и муниципальные депутаты. Многие жаловались на насущные проблемы, не имеющие ничего общего с отменой маршруток.

«Я работаю на Адмиралтейских верфях, смена начинается в 7 часов утра, значит, надо выезжать в 5:30. А как это сделать, если и маршрутки, и автобусы начинают ходить в 5:50?» – спрашивал рабочий из Коломяг.

Жители Лисьего Носа поведали, что только благодаря маршруткам они живут по здоровому режиму: встают в 7 часов утра. Если придется пересесть на большие нерасторопные автобусы, вставать придется уже в 6  часов утра.

«Маршрутки нарушают правила, ездят на скорости 120 километров в час. А водители автобусов так не делают не потому, что не могут, а потому что законопослушней, – заявил Дмитрий Процкий. – Бывают, конечно, исключения, я сам однажды видел, как большой автобус обогнал маршрутку как стоячую. Так что ездить на большой скорости он может. И, кстати, ГИБДД уже рассматривает идею сделать по всему Приморскому шоссе в черте города ограничение скорости до 60 километров в час и повесить повсюду камеры. Так что будет ли маленький автобус при таких условиях маневреннее – это вопрос».

Больше всего в Приморском районе пеклись о маршрутках, обеспечивающих подъезды в ЖК «Юбилейный квартал» и прочие мегакомплексы. На втором месте – Коломяги с узкими улицами, по которым так сложно проехать большому автобусу. Все понимают, что на улицу Аккуратова из-за хронической пробки въехать будет невозможно и единственная возможность попасть к метро «Удельная» – Поклонногорский виадук. Получается крюк через Выборгский район. Как ни странно, никто уже не помнит, что когда-то по улице Аккуратова мог ездить только общественный транспорт.

«Моей маме 80 лет, и если сейчас у нас нет проблем с тем, чтобы с ней куда-то поехать (маршрутка останавливалась недалеко от дома), то теперь придется идти пешком до Вербной. В ее возрасте требуется 20 минут. Зачем вы называете новый транспорт доступным для инвалидов, если, по сути, он стал недоступным даже для обычных пенсионеров?» – вопрошала одна из женщин.

Оказалось, что люди зря волнуются: вместо 55-й маршрутки будет социальный автобус – 235-й – минимум с 15 машинами на линии. Вместо 127-й маршрутки к микрорайону «Чистое небо» будет ездить 171-й автобус – со слегка скорректированным маршрутом (проспект Королева вместо Парашютной улицы). На просьбы жителей района Озеро Долгое обеспечить хотя бы один маршрут до «Беговой» дирекция ответила отказом.

Примечательно, что номера одних и тех же маршруток последовательно звучали на слушаниях в самых разных районах. Так, 32-ю маршрутку защищали и в Калининском, и в Красногвардейском, и в Петроградском районах. 6-ю – в Кировском и Василеостровском. Также под топор попадают 16-я маршрутка (от Васильевского острова до Просвета), 17-я («Ладожская» – «Черная речка»), 25-я (из Купчино до «Владимирской»), 29-я (из Невского района в Красносельский), 90-я (Ржевка – Гутуевский остров), 350-я (Купчино – Васильевский остров) и др. Как уже сказано, на длинные межрайонные маршруты жителям советуют не рассчитывать.