Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Зачем везти ноты из мексиканской деревеньки

Каким может быть великий поэт без клише и штампов? Об этом незадолго до премьеры спектакля «Веселое имя – Пушкин» рассказала руководитель творческого бренда Dance Open Екатерина Галанова

– Как родилась идея проекта «Веселое имя – Пушкин»?

– Сама по себе идея не оригинальна – в этом году отмечается 220-летие со дня рождения поэта. Оригинален наш подход к ее воплощению. Несмотря на то что Пушкин с нами каждый день, мы все равно в полной мере не осознаем, насколько глубоко он вшит в наш культурный код. Мы хотим максимально отойти в сторону от клише и штампов, навязанных школьной программой и хрестоматиями.

– Вы имеете в виду «солнце русской поэзии» и «наше все»?

– Что-то вроде этого. (Смеется.)

Обязательно возьму на спектакль дочку. Она сейчас учится в школе и как раз проходит Пушкина. И, если честно, вдохновения от полученных знаний у нее не очень много… Надеюсь, после этого вечера мой ребенок изменит отношение к Александру Сергеевичу. Именно это я буду считать самой большой удачей.

Пушкин – неотъемлемая часть нашего языка и образа мыслей. 200 лет назад он совершил что-то невероятное – разделил всю нашу культуру на «до» и «после», и я убеждена: он абсолютно современен и сегодня. Главное – услышать. И вот еще что хочу сказать: сенсаций в стиле «желтой прессы» точно не будет. Будет много ярких эмоций от знакомства с живым человеком, о котором мы слышали с детства.

– Режиссер и сценарист проекта – Вениамин Смехов. Почему именно он?

– Вениамин Борисович как никто чувствует время, мастерски работает со словом и, как в религию, обращает в литературу зрителя, слушателя, собеседника.

Два года назад мы реализовали совместный проект, посвященный 100-летию революции, – это тоже был своего рода чистейший литературно-музыкальный эксперимент, мультижанровая постановка «Прошу слова. Год 1917» с участием Гарика Сукачева и Дарьи Мороз. Во всех смыслах яркий, особенный опыт – спектакль смотрелся на одном дыхании, мы получили очень много отзывов.

И, конечно, когда благодаря Комитету по культуре Санкт-Петербурга у нас появилась возможность вновь погрузиться в работу над сложной театральной постановкой, мы обратились к Вениамину Борисовичу. Он, ко всему прочему, еще и настоящий знаток творчества Пушкина, и я не сомневаюсь, что очередное путешествие в историю – живую, не забронзовевшую – доставит настоящее удовольствие и артистам, и зрителям.

– Все знают, что Dance Open умеет и любит работать с мультимедиа. «Веселое имя – Пушкин» не станет исключением?

– Не станет. Будет много нестандартных визуальных ходов, в том числе видео-арт. Но главное – это музыка. Ее тоже будет много.

– Что-то из классики?

– Не только. Гамма очень широкая! Соседство некоторых композиций на первый взгляд может показаться неожиданным. Например, со сцены прозвучат песни Высоцкого и Окуджавы… В этот вечер смешается всё и вся. Мы посмотрим на Пушкина сквозь время и увидим «человека без кожи», который жил и чувствовал совершенно по-особенному.

– Актерский состав тоже разнородный?

– Да. Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжев, Светлана Сурганова, Дмитрий Высоцкий, Анна Геллер, Вениамин Смехов – все они непохожие друг на друга артисты. Глубокий, подвижный, неожиданный Кортнев, невероятно женственная Анечка Геллер… 

В спектакле «Веселое имя – Пушкин» Dance Open не отходит от своих традиций. Как и прежде, мы хотим сделать великие вещи – классику и классиков – понятными и доступными для самого широкого круга зрителей.

– Почему этот спектакль покажут только один раз?

– Основная причина – перенасыщенные графики артистов. Но уже сейчас понятно, что спектакль творчески успешен и его захотят посмотреть многие. Именно поэтому в Интернете будет организована прямая трансляция из Большого зала Филармонии, а в эфире одного из телеканалов выйдет телеверсия спектакля. В соцсетях проекта вся информация появится.

– Кроме спектакля о Пушкине у Dance Open много других проектов. В минувшие выходные в Дортмунде прошел гала-концерт артистов балета петербургских театров. Какие у вас впечатления?

– Я никогда в жизни не видела такой влюбленной в балет публики. Наши немецкие коллеги сказали: билеты раскупали с таким свистом, как будто это не балетное гала, а футбольный матч на их главном стадионе. Зал оба раза был битком. Пришла очень интеллигентная, знающая публика – по их реакции на вступительное слово руководителя Дортмундского театра Тобиаса Эхингера я поняла, что они «в материале». На каждый номер реагировали невероятно – я не помню такого теплого приема… Стоячие овации на 20 минут, ребят не отпускали со сцены – это еще больше вдохновляло, происходил взаимообмен энергией. 

Помимо солистов петербургских театров в концерте участвовали и приглашенные артисты балета Дортмунда – Анна Цыганкова и Анна Тихомирова – и кордебалет Дортмунда. Программа получилась хореографически очень разнообразной.

Зеленый и солнечный город Дортмунд мне очень симпатичен – прежде всего тем, что там живет огромное комьюнити людей, самозабвенно влюбленных в искусство балета, – это дорогого стоит.

– Есть ли среди проектов Dance Open ваш самый любимый?

– Это, безусловно, международный фестиваль балета, который мы проводим с 2001 года. Даже не верится, что уже через пару лет мы отметим свое 20-летие… Хотя по меркам некоторых западных фестивалей – Зальцбургского и Эдинбургского – мы еще пока совсем молоды.

Но отдельный разговор – о «Классике на Дворцовой». Год от года мы подтверждаем право на проведение главного музыкального события в честь Дня города и счастливы, что имеем возможность работать для Петербурга. Формат зрелищного мультимедийного шоу позволяет максимально приблизить классическое искусство – оперу и балет – к широкому зрителю.

– Даже если ты не фанат Моцарта и Верди и не начинаешь свое утро с увертюры к «Фигаро», от театрального представления на Дворцовой оторваться невозможно. Наверное, это очень сложно – собрать такое шоу?

– У нас есть внутренний документ, мы в шутку называем его «Что? Где? Когда?», в нем 40 листов. По сути, это распорядок жизни всех сотрудников на несколько месяцев. 

«Классика» – это настоящий менеджерский подвиг. Ты должен выпустить спектакль, когда у тебя нет ни театра, ни оперной труппы, ни оркестра, ни солистов, ни танцовщиков… Нет абсолютно ничего. 

Кроме того, не забываем, что это open-air, а значит, приплюсовываем форс-мажор петербургской погоды и колоссальную работу над звуком на площади. Там масса нюансов: пока лично каждый сантиметр не пройдешь, не узнаешь. 

«Классику на Дворцовой» команда Dance Open делает уже 7 лет – за это время у проекта, как у любого культурного бренда, сложились свои неизменные черты. Например, мы работаем только с мировыми солистами первой величины – все об этом знают и все этого ждут. И представьте, каких чудес требует подготовка концерта уже на самом начальном этапе! Нам надо состыковать графики мировых звезд, а у них колоссальная загрузка, потом с каждым согласовать репертуар… Людям, готовым стоять на площади в любую погоду, нужны хиты, но они не всегда входят в актив конкретных солистов – приходится убеждать выучить новое произведение специально для концерта в Петербурге.

Еще одна «фишка»: каждый номер – это отдельный спектакль, а их в программе больше 25. На творческую идею работает все – сценография, видео-арт, реквизит, костюмы… 

Только вдумайтесь: для театрального шоу длительностью чуть больше полутора часов в этом году было подготовлено около 400 костюмов. К каждому – пара обуви, парик, перчатки, веера… Все образы прорабатываются самым тщательным образом. Совещаемся по цехам, как в театре: с костюмерами, реквизиторами, гримерами. Учитываются даже такие мелочи, как брошка на платье…

– Как при таких вводных вообще возможно составить программу?

– Это и правда самое сложное. Классика конечна. И сделать так, чтобы каждая новая программа полностью отличалась от предыдущей, трудно. Поэтому команда Dance Open все время пребывает в творческом поиске и находит, например, неизвестные неаполитанские песни, сарсуэлы, редко исполняемые фрагменты из опер. 

Или другой пример свежего взгляда на известную музыку: партия написана для солиста, а мы раскладываем ее на большее количество голосов. Кроме того, мы часто делаем собственные аранжировки и плотно работаем с нотами – архив у нас уже очень большой. К примеру, ноты к некоторым произведениям хранятся только у нас и еще в какой-нибудь мексиканской деревушке.

– Насколько проект «Классика на Дворцовой» «метеозависим»? Во время представления в 2019 году шел проливной дождь…

– Ужас был не столько в дожде, сколько в шквалистом ветре. Он дул под каким-то безумным углом, и ливень шел по горизонтали. Так что нас чуть не смыло! 

Но именно такие экстремальные условия всех и сплотили – причем не только артистов, но и зрителей. Площадь была заполнена! Я прекрасно помню, как люди стояли под зонтиками, кричали «Браво!» и аплодировали. Это был такой подъем, такой драйв! Так что стихию мы победили искусством. (Улыбается.)

Кстати, непогода нам немного помогла: из-за нее было темно. А темнота, как известно, друг не только молодежи, но и художников по свету. Телевизионная картинка вышла очень красивой.

– О «Классике на Дворцовой» 2019 года снят фильм. Что он собой представляет и где его можно посмотреть? 

– Фильм есть в свободном доступе в Интернете на мультимедийном портале Wink нашего генерального партнера – «Ростелекома», благодаря которому и стала возможна съемка. Фильм состоит из трех частей. Это лучшие номера за историю проекта, бекстейдж и шоу 2019 года. Публичный показ фильма о «Классике на Дворцовой» уже прошел в Новосибирске, Астрахани, Волгограде, Оренбурге, Самаре и Ставрополе. А показ в Екатеринбурге сопровождался… дождем. Зрители слушали классику под зонтиками и в Петербурге, и там. Екатеринбуржцы даже шутили о формате 5D!

– Современных технологий в искусстве становится все больше, и Dance Open – тому отличный пример. Не уничтожат ли такие новации классическое искусство как таковое? 

– Ну… тут все зависит от творца. Мультимедийные технологии – всего лишь инструмент. И они могут быть как другом классики, так и ее врагом. Это как кисть художника или как шариковая ручка… Вы можете написать ею что-то хорошее, а можете – плохое. Мы стараемся только хорошее.

СПРАВКА

Спектакль «Веселое имя – Пушкин» состоится в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича 12 октября. Начало представления – в 19:00.

Закрыть