Ассоциация туроператоров России: банкротство «Томаса Кука» меньше всего отразится на России и Китае
Один из старейших европейских операторов – британская компания «Томас Кук» – уходит с рынка из-за долгов кредиторам в размере 200 миллионов евро. А вместе с компанией домой вернутся 150 тысяч британцев. О том, как «глобальная туристическая эвакуация» отразится на России, «Петербургский дневник» поговорил с исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе.
Россию почти не затронет
Банкротство британской компании уже обернулось серьезными социальными и экономическими последствиями для туманного Альбиона. До 6 октября домой должны вернуться 150 тысяч британских отдыхающих, а без работы останутся 9 тысяч человек. Туристов нужно будет вывезти практически со всего света: из городов Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, США. Но Россию, Китай и Францию эта проблема почти не затронет. Это связано с местным законодательством и позиционированием самого туроператора в этих странах.
«Имиджевый урон – серьезный, поскольку с «Томасом Куком» связана компания «Интурист» и это было совместное предприятие. Слава богу, компания «Интурист» не зависела финансово от головного офиса «Томаса Кука», как несколько десятков туроператоров в других странах. Дело в том, что «Томас Кук» – это большая транснациональная компания, которая располагала своим перевозчиком, туроператорскими и гостиничными цепочками в разных странах мира. И система работы в странах была разная. Например, в Германии, Голландии и Бельгии финансовая взаимосвязь была колоссальная. Это привело к остановке работы туроператоров», – отметила в беседе с «ПД» Майя Ломидзе.
Российский «Интурист», в свою очередь, продолжает работать в штатном режиме. «У них были другие партнеры в принимающих странах – не партнеры «Томаса Кука». Понятно, что приходится отвечать на огромное число запросов от туристических агентств. Но такой финансовой зависимости, которая привела бы к остановке продаж, изначально нет», – заверила Майя Ломидзе.
Отметим, что в Петербурге расположено более 30 фирменных офисов «Интуриста». Как сейчас обстоят дела у компании, в петербургском филиале комментировать «ПД» не стали.
«В настоящий момент все вылеты и возвраты туристов на чартерных и регулярных рейсах российской компании осуществляются в плановом режиме. Вылетевших туристов планово размещают в гостиницах и на курортах. Отмены запланированных рейсов нет. Планы по зимней полетной программе по всем заявленным направлениям остаются в силе. Отношения с туристами регулируются заключенными договорами», – такое сообщение появилось на официальной странице компании в социальной сети «ВКонтакте».
С «Библио Глобусом» – другая история
Еще одна российская фирма, которая была связана с британской компаний, – это «Библио Глобус». Но, к счастью для нее, сделка по интеграции так и не была завершена.
«Она должна была завершиться в конце сентября. Были подписаны основные документы, однако передачи доли туроператора не произошло, и то юрлицо, которое работает как «Библио Глобус», вообще не зависит от «Томаса Кука». Не произошло слияния, в связи с этим «Библио Глобус» распространил информацию, что поставщики услуг, перевозчики, гостиницы – это полностью их партнеры, с которыми они работали в предыдущие годы», – подчеркнула Ломидзе.
В целом, по словам Майи Ломидзе, ситуацию нельзя назвать спокойной, но прецедентов, когда российские туристы столкнулись бы со сложностями, например, их куда-то не заселяли или нужно было вывезти, нет.
Одной из самых больших проблем в российской туротрасли за последнее время стало банкротство «Жемчужной реки» в декабре 2018 года. Ситуация затронула около 5 тысяч человек. «Но такого глобального, чтобы речь шла о 150 тысячах, в данном случае, британских граждан, которых нужно вывозить, а в общей сложности – 600 тысяч туристов, таких ситуаций не было. Мировой опыт этого не знает», – заявила исполнительный директор ассоциации.
Компании доверяли Оскар Уайльд и Уинстон Черчилль
За 178 лет работы компания, клиентами которой были писатели Марк Твен, Оскар Уайльд и премьер-министр Британии Уинстон Черчилль, стала родоначальником многих трендов.
Например, туроператор выпустил первый в мире туристический каталог, а в конце XIX века стал организовывать первые поездки за границу. В 1865 году «Томас Кук» открыл в Лондоне первое туристическое агентство, где продавались путеводители, железнодорожные билеты и туры в Париж, Италию и Швейцарию.
Также компания организовала первое туристическое кругосветное путешествие и внедрила дорожные чеки.
«В те времена позволить себе путешествия могли только богатые люди. Кук считал, что если железная дорогая предложит более дешевые тарифы, то это даст возможность путешествовать большему количеству людей из более низкого класса, и, таким образом, люди будут меньше пить, будут больше тянуться за знаниями и образованием», – полагает архивариус компании Пол Смит.