• Алина Чемерис

Ученые объяснили, как из-за космической пыли мог наступить ледниковый период

Свидетельства столкновения астероидов, из-за которых и образовалась пыль, исследователи нашли в окрестностях Петербурга

До того, что происходило на Земле миллионы лет назад, в буквальном смысле можно докопаться. Но, чтобы найти ответы, спрятанные в древних окаменелостях, копать придется долго и основательно. Таким образом можно узнать, в связи с чем на планете наступил ледниковый период.

Одной из причин этого явления ученые считают космическую пыль, которую обнаружили в окрестностях Петербурга и на юге Швеции. По мнению ученых, 466 миллионов лет назад между Марсом и Юпитером столкнулись два астероида. От удара образовалось гигантское облако пыли, которая впоследствии в течение 2 миллионов лет оседала на землю, закрывая солнечный свет.

По мнению кандидата геолого-минералогических наук Николая Натальина, периодов обледенения на планете было много. И вполне возможно, что некоторые из них произошли из-за огромного количества пыли.

«Вспомните извержение исландского вулкана. Тогда уйму авиарейсов отменили и даже шли разговоры, что это извержение может стать причиной похолодания. Наступит так называемая ядерная зима, – поясняет Николай Натальин. – Солнечным лучам трудно пробиваться через пыль, и Земля остывает. Поэтому вполне возможно, что ледниковый период был следствием столкновения небесных тел».

Как отмечает ученый, частички космической пыли исследователи смогли обнаружить в отложениях ордовикского периода, который царствовал на планете 466 лет назад. По словам ученого, если что-то когда-то упало на Землю, то свидетельства этому навсегда останутся в ее недрах.

«На границе мела и полиогена есть иридиевый слой, – рассказывает ученый. – Его можно найти, к примеру, в Крыму или на Кавказе. Это слой с повышенным содержанием иридия. Это связано с падением астероида, который 70 миллионов лет назад свалился, предположительно, в Карибское море. Наступила ядерная зима, земля остыла, и все крупные животные – а это динозавры – вымерли».

Но если в те времена сталкиваться в космосе или упасть на Землю могли лишь небесные тела, то сегодня к ним присоединилась армия отслуживших свой срок спутников и прочих искусственных объектов. По словам ученого секретаря ГАО РАН Татьяны Борисевич, просчитать вероятность космических аварий практически невозможно.

«Конечно, за всем космическим мусором и небесными телами стараются следить, – говорит она. – Но, как правило, оценить опасность объектов, которые могут упасть на нас и вызвать катаклизмы, можно только в последний момент, когда уже ничего сделать нельзя. Но программы постоянно совершенствуются, и я думаю, что с каждым годом мы все лучше будем понимать проблематику вопроса».

И если у Татьяны Борисевич взгляд на космическую опасность довольно оптимистический, то Николай Натальин к вопросу относится философски.

«Мы все летим в космическом корабле под названием Земля на огромной скорости. На сумасшедшей скорости движется и наша галактика Млечный путь, – рассуждает он. – Так зачем что-то делить на Земле, чем постоянно заняты политики? Лучше же просто взяться всем за руки, обняться… Ведь мир наш настолько хрупкий, и как здорово, что мы все еще живы».