Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

YouTube-«училка» Татьяна Гартман представила в Петербурге книгу о русском языке

Бывшая школьная учительница Татьяна Гартман в разговорах всегда поправляла учеников, знакомых, друзей и разговаривала с телевизором, подмечая ошибки журналистов. Это и стало началом ее роликов на YouTube «Училка VS ТВ», страницы в Instagram и написания новой книги «Речь как меч» – о том, как говорить без ошибок

По телевизору путают «одел-надел» 

Раньше телевидение было образцом грамотной речи. Можно было учиться говорить у таких дикторов, как Игорь Кириллов. Будто читаешь учебник, впитываешь речь и становишься грамотным человеком. Сейчас ориентиры – уже не телеведущие, рассуждает Татьяна Гартман. «Мы докатились за пару десятилетий до того, что по телевизору путают слова «одел-надел». Детям, которых я учила, не на что ориентироваться: везде неграмотная речь», – отмечает педагог. 

«Я решила публично об этом рассказать на YouTube. Рассматривала разные площадки – в студии или школе, но решила снимать дома на кухне. Картинка не ах, но она всегда доступна: можно снимать ночью, если есть время. С техникой проблем тоже не было – сейчас я педагог дополнительного образования в школе журналистики для детей с 10 лет, и все оборудование у нас есть. Ученики поддержали морально и рассказали вещи, связанные с Интернетом. Например, я не знала, что нужно оформлять страницу, делать аватарку, поэтому один из учеников мне ее нарисовал», – говорит Татьяна Гартман.

«Никто не знает религиозных слов» 

«Сначала я собираю материал – ошибки копятся постепенно. Я собираю их в папочки и группирую по разным характеристикам: во-первых, ошибки на одну тему (например, неправильное ударение). Во-вторых, от кого они прозвучали – например, от блогеров, из новостных программ или от журналиста. В-третьих, тематические. Самый простой пример – когда горел собор Парижской Богоматери, оказалось, что никто не знает религиозных слов. Появились «вероисповедАние» вместо «вероисповЕдание» и «икОнопись» вместо «Иконопись». Целый пласт лексики взорвался в один момент», – рассказывает Татьяна Гартман.

На монтаж одного видео уходит 1,5-2 часа. «В основном я делаю блог с моей бывшей ученицей, тоже педагогом дополнительного образования. Но когда она не может, за штурвал может встать любой из учеников», – раскрывает секреты внутренней кухни YouTube-«училка».

От «Ютуба» до книги – один шаг 

«Когда я делала выпуски, то понимала, что не вся информация вписывается в формат видео. И если я начну копать глубже, кому-то станет скучно или неинтересно. Я подумала, что нужна другая площадка. И мне внезапно на почту пришло предложение от издательства «Эксмо». Я поняла, что хочу и, наверное, смогу написать свою книгу», – рассказывает Татьяна о планах на будущее.

«Самое сложное было начать. Я представляла структуру книги, собрала материал, но написать первые две страницы было невозможно. Я пыталась заставить себя, но постоянно откладывала. Так как я ни разу не писала книгу, меня это пугало. С блогом, кстати, было так же: я собиралась прокачать его летом, записать в августе несколько выпусков и с сентября начать выкладывать. Но появлялись объективные причины – я не могу, не срастается, а я не лентяйка.

В итоге я села и начала писать – на книгу ушло около четырех месяцев. Конечно, никто не освободил меня от блога, видео и основной работы. Поэтому я часто писала по ночам, но этого времени тоже не хватало. Иногда занималась книгой днем. И вдруг меня затянуло так, что я не могла остановиться. Я не ожидала, что это настолько интересный процесс», – продолжает Татьяна.

Как букву Ё не принимали 

Книгу Гартман разделила на главы, так же как и видео. 

«Самая интересная глава для меня – про буквы Е и Ё, потому что интересно узнавать что-то новое. Там и про Карамзина, и про памятник букве в Ульяновске, и про то, как ее не принимали в языке», – рассказывает писательница.

По ее словам, пока она писала, накопился материал еще на две книги. «Например, я взялась за числительные – одну из самых популярных ошибок. И поняла, что глава про них будет длиннее остальных – а это уже половина книги. Поэтому я решила отложить этот вопрос, – говорит Татьяна Гартман. – Главный посыл моей книги: словом можно убить, но не человека, а русский язык. Конечно, на ошибки имеют права все люди, это нормально. Но журналисты и публичные люди становятся от них менее профессиональными. Они должны говорить на публику грамотно. Но им наплевать на это, и меня это возмущает».

Улучшить свою речь помогут и классики: «Поединок» и «Гранатовый браслет» Куприна, у Тургенева – романы, особенно «Новь». У Набокова – «Защита Лужина», советует учитель.