Студенты проложат дорогу на Марс
В Петербурге сосредоточено немало предприятий космической отрасли, а среди вузов, дающих своим выпускникам самую прямую дорогу в космос, признанный лидер – Военмех. 17 сентября здесь началась молодежная научная конференция «Орбита молодёжи и перспективы развития российской космонавтики». Именно на таких конференциях государственная корпорация «Роскосмос», как правило, отбирает самых талантливых студентов, которых потом призывает вместе осваивать космос.
Подбодрить студентов приехал бывший выпускник Военмеха (он же – Балтийский государственный технический университет) космонавт Сергей Крикалев, директор департамента кадровой политики «Роскосмоса» Владимир Матвейчук, президент Российской академии космонавтики Игорь Бармин и другие.
Научный интерес студентов распределился по шести секциям: бортовая энергетика космических аппаратов, новые материалы и вещества в космической отрасли, космический мусор и т.д. В свою очередь, представители петербургских предприятий, проявляющих интерес к выпускникам Военмеха, подготовили свои презентации, чтобы показать, как с их помощью в ХХ веке была сначала выиграна война, а потом освоен космос.
«Не могу не вспомнит изобретателей братьев Уткиных и ещё ряд конструкторов, с которыми Советский Союз преодолел рывок, - заявил Игорь Бармин. – Сейчас мы на пороге нового рывка мировой космонавтики: замахиваемся на освоение Марса. Я завидую вам, студентам, потому что в силу возраста сам не увижу этого полета. Но хочу высказать пожелание: надо, чтоб наши корабли не просто прилетели и оставили следы, но чтобы работа, которая там будет проделана, принесла благо всему человечеству.»
Начальник отдела НИИ командных приборов Станислав Золотарев рассказал о последних наработках НИИ: в частности, об устройстве для управления поворотами солнечных батарей. Именно от них питается бортовая электроника космического корабля, в том числе беспилотного.
В НИИ КП студентов Военмеха берут уже после третьего курса – и сразу на инженерную должность. Научный сотрудник ОКБ «FAKEL» Александр Нестеренко поведал о всевозможных моделях ракетных двигателей, с которых, кстати, и начиналась марсианская программа – еще году в 1965-м. Сначала это были двигатели на магнитных полях, потом коаксиальный двигатель, электродуговой, плазменно-ионный, термокаталитический и др. В 70 процентах российских космических аппаратов и в 10 процентах импортных они используются сейчас – правда, аппараты эти все беспилотные, потому что сами двигатели – не слишком мощные, и большой космический корабль до нужной скорости не разгонят.
Впрочем, заверил корреспондента «Петербургского дневника» Сергей Крикалев, роботы, в том числе легендарный Fedor, никогда не вытеснят людей, потому что они работают там, где задачи очень детерминированы, очень понятны, а там, где постоянно приходится решать новые неожиданные задачи, лучше справляются люди.
«Сейчас основная задача Роскосмоса – спутники связи и системы дистанционного зондирования земли. Также сейчас проводится модернизация корабля «Союз плюс» – строится еще один современный космический корабль. Это то, что происходит в пределах низкой околоземной орбиты. За ее пределами – мы продолжаем лунную программу. Сейчас бессмысленно спрашивать, какой практический эффект можно из нее извлечь – как бессмысленно было спрашивать Колумба, зачем понадобилось открывать Америку. Через пару сотен лет этот практический смысл будет очевиден для всех», – отметил Сергей Крикалев.