Яндекс.Метрика
  • Алина Чемерис

Петербургских школьников призывают выделяться не внешностью, а делом

То, что в школах Северной столицы практически не возникает конфликтов между педагогами и учениками из-за внешнего вида последних, эксперты называют следствием высокого уровня культуры детей, родителей и педагогов

Цветные волосы, пирсинг, необычные прически – эксперименты с внешностью, пожалуй, сегодня стали популярным развлечением у молодежи и поводом для беспокойства у взрослых. На днях в СМИ появилось сообщение о том, что в администрации одной из сибирских школ предложили перейти на домашнее обучение 10-летнему мальчику с прической, как у его любимого футболиста Златана Ибрагимовича.

Однако за ребенка вступилось местное министерство образования, заявив, что отстранять ученика от занятий из-за внешнего вида нельзя. Подобные истории в предыдущие годы случались и в Петербурге. В разное время в немилость к учителям попали школьницы с красным и синим цветом волос. Оба конфликта удалось уладить – отчислить девочек не имели права по закону.

Как отмечает уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, жалоб на то, что учителя давят на детей из-за внешнего вида, в этом году от родителей не поступало.

«Вопрос по поводу "подобающего" облика школьников в федеральном законодательстве не урегулирован. Конкретные пожелания к внешнему виду прописываются в локальном акте образовательного учреждения, который обсуждается родителями, – отмечает омбудсмен. – В перечень "запрещенного" можно внести и цветные волосы, и пирсинг, и определенную одежду и обувь – многие школы, кстати, так и делают. При наличии подобных пунктов в уставных положениях нарушения правил могут быть чреваты замечаниями, вызовом родителей, но никак не отчислением. Не допустить до уроков по такой причине педагоги тоже не имеют права».

Кроме того, по мнению Светланы Агапитовой, в каждом случае, когда ребенок заявился на учебу в экстравагантном виде, необходим индивидуальный подход. В этой ситуации беседовать нужно не только с учеником, но и с его родителями.

Подобной позиции придерживаются и в Комитете по образованию, отметив, что внешний вид школьника – это вопрос общей культуры детей, их родителей и педагогов. А так как в Петербурге она на высоком уровне, подобные конфликты случаются редко.

«Уровень культуры не позволяет петербуржцам ввязываться в такие ситуации, – отметили в пресс-службе комитета. – Кроме того, педагоги понимают, что есть определенное веяние времени, и из-за желания выделиться возникает такая эпатажная молодежная мода. Татуировки рисуют хной, например. Но к этому надо относиться с пониманием: такие вещи приходят в молодежную среду и быстро из нее выходят».

Однако тот факт, что за необычный внешний вид из школы исключить не могут, – еще не повод выглядеть, как душе угодно, считает председатель общественной организации "Санкт-Петербургский городской родительский комитет" Михаил Богданов. По его мнению, ученики должны уважать устав своего учебного заведения. Также Михаил считает, что проблема с внешним видом школьников раздувается и не является столь уж острой. Все дело в том, что подростки просто стремятся быть не такими, как все».

«В таком возрасте желание выделиться – вполне естественно для ребенка, – говорит Михаил. – Но родители не должны это поддерживать. Это просто молодежный нигилизм, с которым нужно уметь работать. Мои дети, например, никогда не пытались чудить со своим внешним видом. Я думаю, это потому, что я вовремя с ними побеседовал и объяснил, что выделяться нужно не с помощью ярких причесок или одежды, а с помощью конкретных дел. Нравится Ибрагимович? Научись играть в футбол так же хорошо, как он! Подражай ему на деле! А потом придумаешь себе "фирменный стиль", если в нем еще останется необходимость».