Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Эксперт назвал примеры для создания городских вокзалов в Петербурге

Смольный и ОАО «РЖД» договорились о развитии железнодорожного узла региона
Эксперт назвал примеры для создания городских вокзалов в Петербурге Фото: Beijing South Railway station/freeimages. com

Пока в Санкт-Петербурге определяются с концепцией развития городских вокзалов, эксперт назвал самые, на его взгляд, успешные примеры из мировой практики. География самая широкая – от Амстердама до Пекина.
 
В сентябре 2019 года Смольный и ОАО «РЖД» договорились совместно развивать железнодорожный узел региона. Речь идет о внутригородском и пригородном железнодорожном сообщении, модернизации инфраструктуры, обновлении подвижного состава. При этом особое внимание уделено городским вокзалам. Преобразования ждут Московский и Ладожский вокзалы, а также появится еще один новый транспортно-пересадочный узел – на нынешней железнодорожной станции Волковская.

Главное – время и связь

Член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов Илья Филимонов уверен, что все эти изменения уже давно назрели. «С того момента, когда первые железнодорожные вокзалы появились в России и в мире, прошло более полутора веков, за это время произошли колоссальные изменения как в науке и технике, так и в самом обществе», – говорит он и напоминает, что в современном мире многократно увеличилась мобильность населения, скорость передвижения. Поэтому железнодорожные вокзалы уже не являются самостоятельными сооружениями. «Это части эффективных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), задача которых – обеспечить связь между различными видами транспорта, – поясняет Илья Филимонов. – При этом время, проведенное людьми внутри комплексов, во многом определяет эффективность этих сооружений: чем меньше времени, тем лучше. Кроме того, они серьезно влияют на развитие окружающих территорий».

Импульс развития

При проектировании новых сооружений, говорит Илья Филимонов, необходимо сразу учитывать возможность для пассажиров ждать своего поезда в максимально комфортных условиях. «Увы, далеко не всегда удается сократить время транзита до минимума или побродить где-то за пределами транспортного хаба», – сетует эксперт.

Возможность развития Московского и Финляндского вокзалов рассматривалась еще в 2012 году, отмечает Илья Филимонов. Одна из архитектурных студий даже сделала конкретное предложение по преобразованию Финляндского вокзала в современный транспортно-пересадочный узел с общественно-деловой функцией, однако проект остался лишь на бумаге. «А ведь это могло дать мощный импульс к развитию окружающих территорий», – считает специалист.

1. Beijing South Railway station (Пекин)

Эксперт отмечает: когда разговор идет о развитии транспорта, нельзя не вспомнить о восточном соседе России – Китае. Там самый яркий пример – это Beijing South Railway Station. Вокзал открыли 1 августа 2008 года к XXIX летним Олимпийским играм. «Он связывает метрополитен, городской наземный транспорт, высокоскоростную железную дорогу, включает международное и региональное железнодорожное сообщение», – рассказывает член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов Илья Филимонов.

Фото: freeimages. com

2. Amsterdam Central (Амстердам)

Этот пример показывает, насколько удачно можно сочетать историческое наследие города и подземное пространство, утверждает Илья Филимонов. «Это именно тот случай, когда подземная урбанистика решает проблему развития исторических центров таких крупных городов, как, например, Санкт-Петербург», – считает архитектор.

Фото: freeimages. com

3. Berlin Hauptbanhof (Берлин)

Берлин-Центральный – главный вокзал Берлина. Его открыли в 2006 году. Он построен по проекту архитектора Майнхарда фон Геркана. Как отмечает Илья Филимонов, Берлин-Центральный – один из самых крупных европейских примеров эффективных транспортных хабов. «Он связывает различные виды городского и регионального транспорта», – поясняет член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов.

Фото: freeimages. com

4. Estacion de Atocha (Мадрид).

Илья Филимонов подчеркивает, что современный вокзал способен выполнять функцию общественного пространства, в котором волей-неволей задержавшиеся пассажиры могут с интересом провести время. «И такой пример – это, безусловно, Estación de Atocha в Мадриде, где под сводами здания находится тропический сад», – говорит архитектор.

Фото: freeimages. com

5. Gare Montparnasse (Париж)

Этот вокзал в районе Монпарнас необычен тем, что на его крыше разбили самый настоящий сад! Здесь можно отдохнуть от суеты и шума. В саду «Атлантик» есть не только пешеходные дорожки, но даже теннисные корты! «Развитие зеленой инфраструктуры в целом становится очень актуальным в разных городах», – отмечает Илья Филимонов.

Закрыть