Яндекс.Метрика
  • Дени Джамалов

«Это не комикс, а графический роман»: в Петербурге презентовали необычную книгу о блокаде

Главным героем стал дом на Невском проспекте
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС ЕСТЬ

10 сентября в Открытой в библиотеке имени Лермонтова состоялась презентация произведения Григория Пернавского «Блокада Ленинграда. Книга для детей». Она вышла в издательстве «Пятый Рим», главным редактором которого является сам автор книги.

Идея выпустить детскую блокадную книгу у военного историка Григория Пернавского появилась еще год назад, но он столкнулся с финансовыми трудностями – не было денег на создание.

«На момент выхода книги издательство несет убытки, особенно если это графический роман. Тут еще в процессе создания нужны серьезные средства, которые, такое небольшое издательство, как наше, не всегда имеет. Конечно, средства из торговли возвращаются, но очень медленно, поэтому нам нужны были деньги на данный конкретный проект», – объяснил автор.

18 марта издательство запустило краудфандинговую кампанию. Необходимую сумму – 350 тысяч рублей – собрали за сутки с небольшим.

«Для нас это было очень большим сюрпризом. Большим сюрпризом для нас был «всесоюзный» интерес, который вызвала сама книга. Некоторые спонсоры этого проекта не относятся не то что к Петербургу, но и к России. Наша книга в первую очередь появилась потому, что нам эта тема интересна, ну и судя по отклику, который мы получили в период краудфандинговой кампании, есть и социальный запрос, людям это интересно», – рассказал Григорий Пернавский.

Сбор средств продолжился до 30 мая, и за это время был собран 1 миллион 40 тысяч рублей.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

ВЕСЬ ГОРОД В ОДНОЙ УЛИЦЕ

Повествование в книге начинается еще с довоенного города, когда он только готовился к вторжению немцев. По словам Пернавского, главным героем произведения является сам город. А точнее, его часть – обычная ленинградская улица, с типичным ленинградским домом, прототипом которого послужил 54-й дом по Невскому проспекту. Адрес выбран произвольно.

«Ребенок живет в мире, который постоянно расширяется: сначала у него мир очень узкий, он начинается с колыбели. Вместе с ребенком растет и его мир, после колыбели расширяясь до размеров квартиры, двора, после – улицы. Из этих соображений, мы выбрали вот этот кусок улицы и начали насыщать его объектами, в зависимости от того, что происходило в городе в тот или иной год. Получилось, что, задействовав одну улицу, нам удалось передать картину того, что происходило во всем блокадном Ленинграде», – объяснил Пернавский «сознательный отказ» от идеи сделать сквозного персонажа, который вел бы маленького читателя через всю книгу. Это достаточно распространенный прием в детской литературе.

Довоенный город, который постепенно охватывают ужасы блокады, на страницах книги даже для взрослого читателя предстает в совершенно новом образе. Иллюстрации очень подробно детализированы: афиши на стенах, дворники, коты, случайные радостные прохожие сменяются очередями за хлебом, бомбежками, голодающими в подвалах. Главный упор в книге сделан на соответствие исторической реальности и, по словам автора, помимо художественного чтения, произведение можно использовать как дополнительную учебную литературу.

«Мы пересмотрели огромное количество исторических хроник, фильмы того времени, естественно, перекопали все доступные архивы. На некоторых иллюстрациях можно увидеть отсылки к фотографиям блокадного Ленинграда, узнать каких-то людей, вывески. Персонажей замечательно нарисовал Дмитрий Алексеев, все они собраны по историческим фотографиям. В книге все на своем месте», – рассказал Григорий Пернавский.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

АКЦЕНТ НА ПОДВИГЕ

Помимо Григория Пернавского и Дмитрия Алексеева, который рисовал персонажей, над созданием графического романа работала комада художников, униформистов и дизайнеров. Почти все они, по словам Григория, являются родителями, что помогало правильно расставить акценты при создании книги.

«Цель этой книги – не пересказать историю блокады, а создать у детей впечатление о том отрезке истории. Мы хотели акцентировать их внимание не на ужасах, а на подвиге людей, которые долго и мучительно сражались, выручали друг друга всеми возможными способами и в конце концов победили, сохранив при этом человеческое достоинство. О блокаде, как и о любом другом сложном периоде истории, очень много мифов. Дети должны понимать, что история блокады – это не о том, как люди дошли до состояния животных, а о том, как они до него не дошли», – поделился он.

Кстати, корреспондент «ПД» спросил у автора: как он относится к высказыванию Владимира Мединского о том, что комиксы – «это убожество и жвачка»? На что Григорий Пернавский терпеливо ответил: «Мы сделали не комикс, а графический роман».