Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Больница имени Раухфуса: «Если резонансный случай – значит, наш»

Первая в России клиника, специально построенная для детей – Детский городской клинический центр им. К.А. Раухфуса отмечает 150-летний юбилей
Больница имени Раухфуса: «Если резонансный случай – значит,  наш» Фото: Главный врач больницы, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Вячеслав Детков, Фото: Александр Глуз/Петербургский дневник

В середине 19-го века по инициативе принца Петра Ольденбургского в центре Санкт-Петербурга была построена первая в стране больница для детей. При строительстве использовались все новейшие достижения того времени: современная система вентиляции, канализации, дезкамера, были организованы отдельные палаты в зависимости от тяжести состояния и заболевания пациента. В течение 38 лет ею руководил великий педиатр Карл Раухфус. В 1878 году больница была удостоена Большой золотой медали на Международной выставке в Париже как учреждение с наименьшей детской смертностью и лучшая детская больница в Европе. Спустя почти полтора века персонал больницы выкупил на аукционе эту медаль, сейчас она хранится в музее стационара. 

Спасти и сохранить

Главный врач больницы, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Вячеслав Детков рассказывает о сегодняшнем непростом дне первой детской больницы страны. В самом начале беседы Вячеслав Юрьевич показывает ту самую золотую парижскую медаль.

- Вот она, мы ее бережно храним и стараемся поддерживать традиции, заложенные основателями нашей больницы, и в первую очередь Карлом Андреевичем Раухфусом. Сейчас стационар стал травмоцентром первого уровня, рассчитанным на 500 коек, имеет дополнительные корпуса: здание на Суворовском проспекте и новый корпус на Бобруйской улице, где в скором времени должен начаться капитальный ремонт. Но помещений все равно недостаточно. Например, нам бы очень хотелось открыть дополнительное ЛОР-отделение с учетом специфики нашего города. ЛОР-коек в детских стационарах катастрофически не хватает.

- Вы – единственный в центре города многопрофильный стационар. К вам едут и летят со всех концов Петербурга и из пригородов. Что значит быть травмоцентром первого уровня» и с чем чаще всего попадают юные пациенты?

- Наше учреждение оказывает медицинскую помощь практически по всем профилям хирургической направленности. От травматологии и общей хирургии – до челюстно-лицевой хирургии и микрохирургии глаза. Конечно, у нас мощное отделение анестезиологии-реанимации на 15 коек и 9 современных операционных. В 2018 году, например, количество пациентов хирургического профиля составило 84% от всех пролеченных детей. В основном, это дети с тяжелыми сочетанными травмами и другой экстренной хирургической патологией. Мы применяем принцип мультидисциплинарного подхода. Круглосуточно оказывает медицинскую помощь дежурная бригада специалистов разного профиля. Это означает, что экстренному пациенту, в том числе с сочетанными травмами и в даже в шоковом состоянии, одновременно и незамедлительно могут оказать помощь сразу несколько врачей-специалистов. У нас есть все возможности проведения сложных комбинированных, высокотехнологичных операций с одновременным участием хирургов, нейрохирургов, офтальмологов, челюстно-лицевых хирургов, отоларингологов, травматологов и реаниматологов-анестезиологов, конечно.

- Но центр города, вечные пробки. Как к вам доставляют таких сложных пациентов?

- Территориально мы как раз доступны для доставки из любой точки города и удаленных районов Северо-Запада, и это большое благо для города. Скажем, из Петродворца к нам можно доставить пациента за 5-7 минут с помощью санитарной авиации – до посадочной площадки Петропавловской крепости, оттуда – на «скорой помощи». Вот сейчас у нас в реанимации находятся 10 детей, пострадавших в тяжелом ДТП, троих из них доставили из отдаленных районов Ленинградской области бортом санавиции.

- В больнице работают 5 главных городских детских специалистов: хирург, офтальмолог, анестезиолог-реаниматолог, оториноларинголог и эндокринолог. Что это дает?

- Главные специалисты – это высокопрофессиональные, обладающие огромным практическим опытом и теоретическими знаниями, идущие в ногу с современными инновациями и передовыми технологиями врачи. Их титанический труд способствует совершенствованию всей лечебной и образовательной деятельности в учреждении. Ежегодно объем высокотехнологичной помощи увеличивается на 10%, практически по всем профилям. У нас действуют навигационная нейрохирургическая станция и ЛОР-навигационная станция. Это означает, что мы можем проводить высокотехнологичные операции с минимальной травматичностью и максимальной точностью. Например, в ЛОР-отделении наличие компьютерной навигации позволяет выполнять эндовидеохирургические операции с проникновением в патологическую область через нос. На этом отделении впервые в России проведены 4 уникальные ЛОР-нейрохирургические операции стволовой имплантации с нейромагнитным контролем и навигационной системой. Главное, что мы стараемся не просто спасти жизнь маленькому пациенту, но и значительно улучшить качество его жизни. У нас работает «золотой стандарт» детской травматологии – чрезкожный малоинвазивный остеосинтез с помощью эластичных титановых стержней при сложных переломах трубчатых костей. После многих сложнейших операций ребенок встает на 3-4-й день.

Кроме того, у нас развернуто одно из двух имеющихся городских детских отделений реабилитации, что значительно помогает пациентам восстановиться в кратчайшие сроки, и снижает риск инвалидизации.

Окна, зацеперы, ДТП

- Значительная часть ваших пациентов – дети с травмами в ДТП, кататравмы (падения с высоты), последствия несчастных случаев и собственного рискованного поведения. Но ведь у вас есть и большое количество плановых пациентов. Как справляетесь? 

- Да, в среднем каждый день к нам поступает 1-2 пациента с автотравмой и каждые 2-3 дня – один ребенок с кататравмой. И понятно, что в приемном отделении прием ведется специалистами с учетом экстренности оказания помощи по тяжести состояния пациента. В таких случаях, приоритет отдается пациентам в жизнеугрожающем состоянии. Но многие мамы этого не понимают и обижаются, что ребенку, скажем, с насморком придется посидеть, пока мы спасаем от смерти другого. К сожалению, зачастую родители обращаются в больницы самостоятельно, без соблюдения профильности учреждения, вместо того, чтобы обратиться в поликлинику по месту жительства. Как правило, большое количество болезней не требует стационарного лечения.

Многие родители даже не знают адреса своей поликлиники и с любым недомоганием ребенка идут сразу к нам. И отказать никому мы не можем - мы несем ответственность за пациента, оказавшегося у нас. Приходится часто вызывать скорую помощь и перенаправлять инфекционного, например, больного в другой стационар. Представляете, сколько на это уходит драгоценного времени? Это очень важный момент: отсутствие нормальной информированности родителей о том, где и какую помощь они могут получить.

- С какими травмами чаще всего дети попадают к вам?

- Очень востребована детская челюстно-лицевая хирургия, за сутки 30-40 человек могут обратиться. Это укусы животных, падения, выбитые зубы, переломы костей лица. В начале лета, как правило – травмы после катания на скейтах, велосипедах, не говоря о самокатах. С середины июня и до августа – некоторый спад, потом снова: лыжи, коньки, сломанные ноги. ДТП вообще круглогодично. С начала лета начинаются падения с высоты: летят на москитных сетках, бывают и подростковые суициды. Много жертв паркура, зацеперы. Буквально месяц назад пришлось до колена ампутировать ногу у зацепера. Спасали новорожденного, выкинутого в мусоропровод. Словом, любой резонансный случай – это мы.

- А какие случаи счастливого спасения вам больше всего запомнились?

- Мальчика доставили с открытой проникающей черепно-мозговой травмой – ему случайно выстрелили в висок из спортивного арбалета. Операция длилась 6,5 часов, все лечение заняло полгода. Сейчас говорит на двух иностранных языках, учится в вузе. Еще один случай тяжелый – 14-летний парень с многочисленными переломами костей лица – его лошадь ударила копытом в лицо. Реконструктивную операцию челюстно-лицевые хирурги проводили в несколько этапов, буквально собирая лицо. После выздоровления возобновил занятия конным спортом. В 2017 году спасали девочку, пострадавшую в теракте в метро Петербурга. Потом получили благодарности из ее родного города. Но самый тяжелый случай за последние годы, который запомнился – 14-летний мальчик, выпавший с 6-го этажа на асфальт и замерзшую почву. Тяжелая сочетанная краниофациальная и скелетная травма, 8 часов длилась первая операция, все восстанавливали, делали пластику лица, потом многоэтапные операции с применением реконструктивных методик, потом – реабилитация. Выписан через 4 месяца с полным восстановлением. Сейчас здоров, учится в вузе. Пришел как-то к нам и вручил книжку с надписью: «Спасибо за жизнь».

Цифра:

В 2018 году в стационар госпитализированы 618 пациентов с автотравмой, 152 с кататравмой. За первое полугодие 2019 года госпитализированы 320 детей детей, пострадавших в ДТП и 80 пациентов с кататравмой. В средней каждый день поступает 1-2 пацента с автотравмой и каждые 3 дня – один ребенок с кататравмой.