Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Сергей Веденеев: «В футболе нужна коллективная фантазия»

Тренер рассказал о проблемах спортивной школы «Детский футбольный клуб "Зенит-84"» и вспомнил об атмосфере в команде, 35 лет назад выигравшей золотые медали
Сергей Веденеев: «В футболе нужна коллективная фантазия» Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Тренер Сергей Веденеев рассказал о проблемах спортивной школы «Детский футбольный клуб "Зенит-84"», созданной чемпионами СССР, и вспомнил об атмосфере в команде, 35 лет назад выигравшей золотые медали.

– Сергей Геннадьевич, сколько лет уже работает детская футбольная школа «Зенит-84»?

– Тринадцать. В последние годы мы входим в СДЮШОР №2 Красногвардейского района.

– Сколько уже у вас было выпусков?

– Не стал бы употреблять термин «выпуск». Мало кто из футболистов проходит команды всех возрастов от начала до конца. Какие-то ребята от нас уходят, какие-то присоединяются уже в более старшем возрасте. «Выпуск» – так можно говорить про Академию «Зенита», про школу «Зенит», куда отбирают лучших из лучших. Но и там иногда получается так, что из 20 человек, что прошли обучение, ни один потом не играет в футбол. Даже на уровне чемпионата города.

– Почему же так получается – парни 10 лет ежедневно тренировались у профессиональных наставников, а в футбол играть закончили уже в 17-18 лет?

– Разные причины. Бывает так, что ребята вырастают лет до 14 и становится ясно, что футбол – это не их. У них другая мускулатура развита, кость широкая, нет координации движений, резкости. А самое главное – нет интеллекта. Нет, они не глупые ребята, а нет именно футбольного интеллекта – умения думать с мячом, видеть поле, партнеров. Им надо идти в другие виды спорта. Бывает по-другому – желание играть есть, но школа окончена, надо получать высшее образование. Сейчас в Академии «Зенита» большинство игроков – из семей с хорошим достатком, у многих родители занимаются бизнесом. И если нет предложений, то парни бросают футбол, чтобы учиться, работать. В лучшем случае они играют за команды своих вузов.

Сергей Веденеев: «В футболе нужна коллективная фантазия» Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Вы как-то говорили, что футбольным школам в Петербурге работать все сложнее и сложнее.

– Скажу, что с каждым годом становится все хуже. Дворового футбола давно нет. Но дети-то хотят двигаться, хотят играть. А родители тревожатся за них – что получит травму, что-то сломает. Проще всего купить ребенку компьютер, чтобы он не болтался по улице, а сидел, играл, у всех выигрывал, всех громил. Сейчас ведь новая болезнь у детей – атрофия мышц спины. Это в придачу к искривлению позвоночника. Ногами ребенок еще ходит – в школу, из школы, а все остальное время сидит за компьютером.

– Но все же в Петербурге работают больше 40 футбольных школ...

– И наша школа работает. Но я считаю, что в целом процесс обучения юных футболистов идет не так, как в Европе. Мы по-прежнему очень во многом отстаем. У нас по-прежнему набирают с детских лет ребят, что покрепче, покрупнее, учат играть на результат, оценивают работу тренера по количеству набранных очков. А во всем мире это давно не так. Там стремятся развивать именно умение играть с мячом, импровизировать на поле, коллективно творить, фантазировать.

– Вы в своей школе занимаетесь с детьми так, как сейчас говорите: стремитесь, чтобы ребята импровизировали?

– Мы пытаемся учить детей играть в футбол. Это сложно. Найти талантливых ребят – это как найти алмаз. Алмаз, из которого можно сделать бриллиант. Таких очень мало, почти нет. Мало даже жемчужин. Главное для меня как тренера – не сделать ошибку при отборе ребят, правильно определить, есть ли у мальчишки задатки. Это не определить простым тестированием. А еще мне нравятся слова великого Валерия Лобановского, что он сказал в своем предсмертном интервью, о том, что самое важное для создания команды и для прогресса футболистов – это наличие в команде личностей и семейная атмосфера.

– Сколько сейчас детей занимается в вашей школе?

– Двести человек. У нас много ребят из малообеспеченных семей – многодетных, неполных. С условиями для занятий тяжело. Играть матчи чемпионата Петербурга среди детских и юношеских команд в Красногвардейском районе негде.

– В таком большом районе нет стадионов?

– Стадионы есть, но играть мы на них не можем. На «Химике» сейчас играют в пейнтбол, сдают его в аренду. «Арсенал» тоже оказался частной территорией, я подозреваю, что его хотят снести под застройку.

Есть «Турбостроитель», на котором в первые годы работала наша школа. Я вообще не очень понимаю, почему этот стадион простаивает – уложено натуральное поле с подогревом, системой полива, построены раздевалки, тренажерный зал. Знаю, что здесь будет после Евро-2020 базироваться школа «Зенит». Но я считаю, что ей такой стадион не нужен, у них хорошее финансирование, они арендуют малую арену «Петровского», стадион «Нова Арена». На «Турбостроителе» же надо продолжить работы – уложить второе поле, искусственное, установить манеж. Манежи в Петербурге, в городе, где шесть месяцев в году холодно и лежит снег, необходимы. Заниматься на улице зимой с детьми невозможно.

– Сейчас вы играете и тренируетесь на полях Академии «Зенита» на улице Верности...

– Большое спасибо руководству «Зенита» за то, что дали нам такую возможность. Несколько лет назад мы обратились к президенту клуба Александру Дюкову и он пошел нам навстречу. Здесь отличные условия, хотя неудобно, что у нас нет тренерской – комнаты, где можно было бы провести теоретическое занятие, показать видео, посоветоваться. Для этого мы собираемся в кафе Академии или около поля. Поэтому, конечно, нашей школе нужны свое поле, свой манеж. Мы работаем над этим.

– Есть перспективы, что у школы «ДФК "Зенит-84"» появится свой комплекс?

– Нам обещают выделить небольшой пятачок земли, где можно построить манеж, пусть с полем неполного размера. Но на этой территории сейчас гаражи. Чтобы их снесли, сами понимаете, какую большую работу надо провести. Поэтому мы пишем письма, обращения в разные инстанции. Хорошо, что у нас есть активные родители, которые взяли это на себя. Писать же надо непрерывно, написали – прошла неделя, нет ответа, надо снова писать.

– Вам помогает название «Зенит-84», ваши имена чемпионов СССР?

– Помогает. Конечно, если бы не были чемпионами, то клуб не дал бы нам заниматься в своей академии. В школе, кроме меня, работают Юрий Желудков, Валерий Золин, раньше тренировали еще Николай Ларионов, Сергей Кузнецов, Аркадий Афанасьев, Сергей Дмитриев. Сейчас занимаются более молодые – Борис Никитин, который играл за «Зенит» в конце 1980-х, за московский «Локомотив», Андрей Мананников, бывший вратарь «Памира», «Зенита», «Ротора», Михаил Соколов, с которым мы вместе занимались в детской команде, он поиграл в начале 1990-х за петербургскую команду «Галакс».

– Воспитанники вашей школы выступают на профессиональном уровне?

– Сергей Петров из «Краснодара» в свое время два года занимался у нас. Даниил Князев сейчас играет в молодежном составе «Зенита». Парень из Псковской области, пришел к нам уже юношей, его потом забрала к себе Академия «Зенита».

– В этом году исполнится 35 лет победе «Зенита» в чемпионате СССР. Что вы сейчас думаете о той команде? Была в ней семейная атмосфера, о важности которой вы говорите?

– Была, но не очень долго. Юрий Андреевич Морозов был очень строгим тренером, настоящим диктатором. Когда его сменил Павел Федорович Садырин, то атмосфера была великолепная. Хотелось идти на тренировку, хотелось работать – все было легко, весело, все друг друга поддерживали. Это длилось года два – 1983-й, 1984-й, «Зенит» был командой-семьей.

– Что же произошло потом?

– После чемпионства атмосфера ухудшилась. Мы плохо начали сезон, на тренеров давило руководство города, требовало крови, требовало наказать кого-нибудь строго. И Садырин поддался этому давлению, принес в жертву Валеру Брошина. Его отчислили из команды, хотя он вовсе не был самым главным нарушителем режима, просто из-за своей заметной внешности чаще попадался. Праздник прошел, мы играли не так, как в 1984-м, а тренеры не понимали, что с нами делать. Наращивали нагрузки на тренировках, а это не давало результата. Мы бегали все больше, но лучше от этого не играли.

– О чем вы раньше не говорили, вспоминая «Зенит» 1980-х, а сейчас это кажется важным?

– Скажу, что футбол тогда был совсем другим. Это сейчас игрок защищен, у него все прописано в контракте. А в СССР все было в руках тренера: он был царь и бог, распределял премии, решал вопросы с квартирами. Тебя могли наказать непонятно за что и ничего тебе не объяснить. И обратиться было не к кому, не было менеджеров в клубе, не было агентов у футболистов. Возникали обиды, конфликты. Вдобавок в команде появлялись стукачи, которые докладывали тренеру обо всем. Ну как можно нормально играть и тренироваться, когда знаешь, что кто-то за твоей спиной «барабанит»?

– С высоты прожитых лет, что скажете об уровне футбола «золотой» команды «Зенит»?

– У нас были личности. Юра Желудков – огромный талант, умел делать с мячом все. Я до сих пор ему удивляюсь. Мы были хорошей командой. Но наша тактика – это был каменный век. В понимании игры мы тогда уже сильно уступали европейским футболистам. В международных матчах это было заметно. Соперники все делали по-другому – открывались по-другому, комбинировали по-другому. У них левый защитник понимал, как играет нападающий, а нападающий понимал, как играет левый защитник.

– Вы сейчас продолжаете играть за команду ветеранов «Зенит»-84?

– В большой футбол уже не играю, только в зале, в мини «5 на 5» в чемпионате ветеранов в категории «55+». Команда ветеранов продолжает называться «Зенит»-84, но из нашего поколения за нее на большом поле в последнее время выходит только Сергей Кузнецов. Уже возраст сказывается.

– Клуб «Зенит» что-то выплачивает чемпионам СССР?

– Нет. Возможно, этого нельзя делать из-за нашего законодательства, я точно не знаю. Но, например, Сергею Кирьякову, который сейчас живет в Петербурге, бывшему игроку сборной России, немецкий клуб «Карлсруэ» платит пенсию и будет платить пожизненно. Там это так организовано.

– Планируются торжества по случаю 35-летия первых в истории «Зенита» золотых медалей?

– Не знаю. Пока ничего не сообщали. Если клуб решит нас поздравить, то будет приятно пройти круг почета по стадиону.

Справка «ПД»:

Сергей Геннадьевич Веденеев родился 5 августа 1957 года в Ленинграде. Воспитанник СДЮШОР «Зенит». Выступал за команды «Динамо» (Ленинград) – 1976, 1996-1997, «Каршистрой» (Карши) – 1978, «Зенит» (Ленинград) 1980-1986, 1988-1989, ЦСКА (Москва) – 1987, «Крылья Советов» (Куйбышев) – 1987, «Даугава» (Рига) 1988, «Кировец» (Ленинград) – 1989-1991, «Смена-Сатурн» (Петербург) – 1994.

Чемпион СССР (1984), бронзовый призер чемпионата СССР (1980), обладатель Суперкубка СССР – Кубка сезона (1985), финалист Кубка СССР (1984).

Главный тренер клуба «Локомотив» Санкт-Петербург (1992-1993). Тренер клуба «Динамо» Санкт-Петербург (1999, 2001). Главный тренер клуба «Петротрест» Санкт-Петербург (2002-2004). Старший тренер школы «ДФК "Зенит-84"» с 2006 года.

Закрыть