Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Эксперты рассказали, кто заплатит за ложный вызов скорой помощи

Экспертный совет при Комитете Госдумы РФ по охране здоровья обсуждает новую депутатскую инициативу – ввести оплату вызова скорой помощи в случае, если он оказался ложным. Медики и эксперты признают, что решать проблему нужно, но по поводу законопроекта у них возникли сомнения
Кто заплатит за ложный вызов скорой помощи Фото: «Петербургский дневник»

Идея всколыхнула и врачей, и пациентов. Первых насторожила, вторых возмутила. Да, паблики соцсетей, в которых общаются врачи, изобилуют примерами ложных вызовов и требованиями к законодателям «придумать хоть что‑нибудь, чтобы это прекратить». Но предложенная депутатом Госдумы РФ Юрием Кобзевым схема – возмещать страховой компании понесенные в связи с вызовом расходы – никого не порадовала. Теоретически основную выгоду от нового закона получат именно страховые компании.

КОГДА ПЯТКА ЧЕШЕТСЯ

Свою позицию Кобзев изложил на портале «Факультет медицинского права»: «Как человек, поработавший главврачом скорой помощи, могу заверить: львиная доля вызовов касается заурядных заболеваний, не требующих вмешательства скорой. Врач скорой не должен подменять участкового терапевта или, еще лучше, такси. Скорую вызывают, потому что «пятка чешется», а в это время кто‑то, не дождавшись ее, умирает он инфаркта. Хотя классический ложный вызов – это когда вызывают к нетрезвому гражданину, а он, пока ехала бригада, встал и ушел. При этом если при ложном вызове пожарных составляется протокол, то скорая его не составляет. Попытки наделить скоропомощников полномочиями для оформления таких протоколов предпринимались в 2004 году, правда, только в Омске. А с протоколом уже можно штрафовать».

ЗАКОН УЖЕ ЕСТЬ

Отметим, что закон, наказывающий за ложные вызовы специализированных служб, в том числе скорой, работает с 2011 года. Это статья 19.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и она карает за такой звонок штрафом в 1‑1,5 тысячи рублей. Согласно базе «ГАС-Правосудие», в стране уже 25 тысяч человек понесли это наказание. Разумеется, выписать штраф мало: надо его еще взыскать, а это не те суммы, ради которых судебные приставы будут надрываться.

«Штраф, который идет в бюджет, еще можно потерпеть, – отмечает глава Лиги защиты пациентов Александр Саверский. – Но ни в коем случае нельзя допустить туда страховщиков, людей бизнеса. Появятся свои юристы, которые будут специализироваться на оформлении ложных вызовов, вернее, на сборе доказательств того, что вызов был ложным. А Кобзев, как я понял, хочет решать эту проблему именно руками страховщиков. Несколько показательных процессов, и по‑настоящему заболевшие люди будут бояться вызывать экстренную помощь. К слову, в больших городах полисов нет у очень многих, у мигрантов, например».

Главный врач НИИ скорой помощи имени И.И. Джанелидзе Антон Повзун считает, что проблема с ложными вызовами, конечно, есть, но принимать необдуманный закон не следует.

«Должен быть определенный перечень заведомо неопасных диагнозов вроде пореза пальца. Но и тут может оказаться, что порезан не палец, а артерия. Плохо, когда вводят в заблуждение: по телефону диктуют одни симптомы, а по факту все оказывается иначе. Такие случаи надо фиксировать и наказывать, но как?» – говорит врач.

А КАК У НИХ?

В других странах за ложные вызовы скорой не штрафуют, потому что они платные. В Швейцарии за скорую надо платить даже при наличии страхового полиса. И немало: 900‑1800 франков (от 60 тысяч рублей), правда, 500 франков потом вернут по полису. В Германии вызов стоит 600 евро, 500 из них платит страховая компания.

От платы могут освободить, если скорая опоздала. Частная скорая при­едет без страховки, но за 300 евро. В Израиле выезд скорой стоит от 300 шекелей (5400 рублей), но если пациента госпитализируют, расходы оплатит больница. После ДТП и терактов скорая приезжает бесплатно.


«Необходимо будет прописывать все варианты ложных вызовов на законодательном уровне. Пока механизм непонятен. Либо мы не будем оплачивать медицинскую помощь организации, которая выехала на ложный вызов, либо мы должны будем подавать иски к гражданам», Константин Кульченко, представитель страховой медицинской компании.