Исчезнут ли маршрутки с петербургских улиц
С осени город вступил в активную стадию подготовки к реформе общественного транспорта. Ее неизбежность продиктована федеральным законом №220, отсчетной датой для Петербурга в Смольном называют 15 июля 2020 года. К этому сроку город окончательно должен избавиться от нынешних коммерческих автобусов и оптимизировать, то есть сократить, маршрутную сеть. Главный принцип – как можно дальше уйти от дублирования маршрутов социальных автобусов коммерческими.
НЕ ХУЖЕ ФАСАДА
По словам председателя Комитета по транспорту Александра Головина, новая сеть, разработанная специалистами в транспортной отрасли, уже отработана, а к самой реформе Санкт-Петербург подойдет «непозволительно мягко», чтобы пассажиры не испытали шок от перемен.
Так, в сентябре этого года новые маршруты обсудят со всеми без исключения районными администрациями. Как сообщили в СПб ГКУ «Организатор перевозок», график этих встреч сейчас находится в стадии подготовки. Его обещают представить в ближайшее время.
«Так мы поставим жирную точку по маршрутам, вынесем вопрос на городское правительство и начнем конкурсные процедуры (по выбору будущих перевозчиков. – Ред.)», – пояснил Александр Головин.
По его словам, запланированные преобразования – это скорее переход на новое управление коммерческими перевозчиками, чем реформа общественного транспорта. Поэтому в тендерах смогут принять участие любые компании. Даже те, которые в городе пока не работают. С победителями Смольный заключит госконтракты и тогда, как заказчик пассажирских перевозок на каждом конкретном маршруте, сможет устанавливать свои требования к подвижному составу.
Александр Головин отметил, что перевозчики уже с ними знакомы. В частности, на смену привычным, но тесным маршруткам должны прийти автобусы большого и среднего класса, выпущенные не позднее 2018 года. Обязательные условия – низкопольность, наличие кондиционеров и отказ от рекламы на бортах.
«Город готов за это заплатить. Транспорт должен быть узнаваем пассажирами, петербуржцы оценят отсутствие рекламы. Здесь речь не об экономике, а о безопасности и эстетическом восприятии. Мы же не обклеиваем рекламой фасады на Невском проспекте. Так почему она должна быть на транспорте?» – говорит Александр Головин.
НОВОЕ ТАРИФНОЕ МЕНЮ
Отдельные нововведения касаются оплаты и стоимости проезда. С июля 2020 года она станет одинаковой во всем без исключения транспорте, вне зависимости от того, городской или коммерческий перевозчик работает на маршруте. Петербуржцы смогут пользоваться любыми проездными билетами, в том числе школьными и пенсионными. А владельцы «Подорожника» смогут получать скидку уже с первой поездки.
Кроме того, к старту транспортной реформы город подготовит обновленное тарифное меню. На ныне действующее, по словам Александра Головина, жалуются пассажиры. Поэтому в ведомстве планируют учесть специальные опции в случае пересадок с одного транспорта на другой. Это может оказаться кстати, потому что в обновленной сети маршруты станут более короткими.
СЕТЬ ПЕРЕГРУЖЕНА
Больше всего вопросов у петербуржцев вызывает сам факт сокращения маршрутной сети. Однако эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин убежден: в этом случае количество вовсе не означает качество.
«Это сложный вопрос. Если планировать и оптимизировать маршруты по карте, то получится, что маршрут с тремя рейсами в сутки и тот, который отправляется каждые три минуты, обозначены одинаково. Поэтому надо говорить не о количестве маршрутов, а о качестве сети», – пояснил эксперт.
Иными словами, один регулярно выходящий на линию маршрут может быть гораздо удобнее, чем, допустим, 50, которые курсируют с переменным успехом. Впечатление от цифры – это скорее из области психологии.
«У нас сегодня избыточная маршрутная сеть, – считает Владимир Валдин, – невозможно разобраться, кто куда везет. Нужно ли это с учетом того, что эти маршруты еще и конкурируют между собой за пассажиров, – вопрос риторический. Чтобы сохранить, а лучше – поднять качество, все должно быть тщательно просчитано. Для этого существуют методы математического регулирования и транспортные модели. Надеюсь, это было сделано».
Что касается тарифной сетки, то здесь Петербург рассчитывает перенять московский опыт, где, если обобщать, каждая последующая пересадка дешевле предыдущей.
«С одной стороны, это хорошо, а с другой – нужно оценить те проездные, что есть сейчас. У нас неплохое тарифное меню, но есть проблема с «Подорожником», когда новый проездной билет надо записывать на отдельный чистый носитель. Надеюсь, эта система будет перепрограммирована», – отметил Владимир Валдин.
ЦИФРА
59% петербуржцев считают, что маршрутка – это самый опасный вид транспорта. Как говорится в презентации Комитета по транспорту, посвященной транспортной реформе, маршрутки попадают в ДТП в два раза чаще, чем другие транспортные средства.
ВАЖНО
Результатом транспортной реформы должны стать укороченные интервалы движения в пиковое время и точное соблюдение расписания, новые комфортные автобусы с кондиционерами, низким полом и плавным ходом, «умные» системы информирования пассажиров.