Гигантский «царский заказ» Ильи Репина вернулся в Русский музей
Самая масштабная картина художника Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» вернулась в Русский музей из Москвы. Вместе с ней к октябрьской выставке работ живописца привезли больше 70 работ.
Накатали на вал и увезли в столицу
С марта по август полотно размером 400 х 877 см, а также картины «Садко», «Бурлаки на Волге» были представлены в Третьяковской галерее. Для того, чтобы довезти гигантскую картину до столицы, ее накатали на специальный вал.
В четверг «Заседание» «встретило» журналистов и сотрудников музея уже в золотой раме, однако СМИ показали, как картину подвешивали на привычное место с помощью стяжек. Одна из самых больших картин появилась на привычном месте – в зале №54 с верхней подсветкой.
Произведения живописи вернулись в «родные пенаты» в связи с выставкой, которая 3 октября откроется в корпусе Бенуа. Последний раз большая выставка художника проходила 25 лет назад. А знаменитое «Заседание» покидало стены Русского музея лишь раз, перед войной. Кстати, и сейчас картину не будут переносить в корпус Бенуа. «Официально» выставка начнется именно в 54-м зале, а указатели «проводят» посетителей до других работ мастера.
«Я рад приветствовать вас в зале, который так и называется – зал заседания Государственного совета. 3 октября мы открываем большую, персональную, юбилейную выставку. Это событие для реставраторов. На выставке в Третьяковской галерее было 78 картин из коллекции Русского музея. Из Третьяковки пришло 75 произведений Репина. У нас равноценные коллекции и такой равноценный обмен», – отметил директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
По словам Владимира Гусева, петербургская выставка не поразит посетителей неожиданными фактами из жизни творца, но отразит эволюцию таланта – как менялось мастерство от ученических работ до «государственных заказов». Например, петербуржцы увидят отреставрированную картину «На дерновой скамье».
«Приходите на выставку и сравните три работы – «Заседание Государственного совета», написанную в 1903 году, чуть позже была написана «Какой простор» – Репин получил хороший гонорар за нее и достраивал на эти деньги «Пенаты». И в 1907 году он пишет картину «17 октября 1905 года». Особенность этой выставки в том, что здесь будут реальные вещи из «Пенатов», – поведал директор Русского музея.
Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ. «С банком мы сейчас делаем юбилейную выставку Константина Сомова. Была выставка Верещагина, Петрова-Водкина», – подчеркнул Гусев.
«Выставка Ильи Репина в Москве также прошла при поддержке банка ВТБ и пользовалась большим успехом. Предстоящая экспозиция в Русском музее станет заключительным аккордом юбилейного года художника и большим событием в культурной жизни Санкт-Петербурга», - отметил Юрий Левченко, старший вице-президент банка ВТБ.
Специально к выставке в 54-м зале починят пол: сделают циклевку паркета и покроют все лаком. «Это же как Бруклинский мост», – пошутил Гусев, отметив, что паркет затирается из-за большого числа гостей.
Юбилейный год
2020 год станет по-настоящему праздничным для Русского музея, который отметит сразу три юбилея. Это 125-летие со дня основания музея по указу Николая II, 175-летие со дня рождения Александра III, к которому готовят масштабную выставку, и 220 лет со дня окончания строительства Михайловского замка. «Мы завершаем по поручению и при поддержке президента России реставрацию залов, которые нам отдали, и выставляем вещи, которые там изначально находились», – поведал директор музея.
Заботится музей и о нормах безопасности. В прошлом году вандал в нескольких местах порезал картину «Иван Грозный убивает своего сына». Мужчина разбил стекло картины в Третьяковской галерее металлическим столбиком и сделал надрезы на полотне. Исследование поврежденного полотна заняло 7 месяцев, а реставрация затянется на два года. Октябрьскую экспозицию откроют без нее.
О картине
Картину юбилейного заседания Государственного совета у Ильи Репина заказал император Николай II. Художник и два его помощника начали работать за несколько дней до самого юбилея: в день торжества обстановка была уже нарисована. По сюжету картины, император заканчивает чтение юбилейной грамоты по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета – предшественника Государственного Совета.
Для фиксации людей установили большой фотоаппарат, на котором Репин в тот день сделал свой первый снимок.