Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как Андрей Петров чуть не стал писателем

На заключительной неделе проекта «Поющие мосты» звучит музыка петербургского композитора Андрея Петрова, традиционно приуроченная ко дню его рождения
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Дочь композитора Ольга Петрова провела для «ПД» экскурсию по квартире своего знаменитого отца. На каких музыкальных инструментах он учился играть в юные годы? За что любил шаржи и почему поначалу не поладил с Эльдаром Рязановым?

МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И ЛИТЕРАТУРОЙ 

Андрей Петров родился в 1930 году в Ленинграде в семье хирурга и художницы. Семья жила на 4-й линии Васильевского острова, в доме № 17. В детстве будущий композитор ходил в музыкальную школу, где учился играть на скрипке.

Этот музыкальный инструмент он возьмет с собой в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. Вместе с мамой и сестрой их привезут в город Ленинск-Кузнецкий, где у мальчика появится серьезное увлечение, из-за которого он мог бы не стать композитором вовсе…

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«В городе работала хорошая библиотека, в которой папа в буквальном смысле жил. Он много читал, предпочтение отдавал романтикам. Паустовский, Грин… Книги его увлекли, и он решил стать писателем. В эвакуации родилось много рассказов, к которым он сам делал иллюстрации. А в 12-13 лет работал над повестью о фашистах, героях, предательстве, победе… Конечно, на него очень сильно повлияла обстановка: война, эвакуация», – делится воспоминаниями Ольга Андреевна.

Но и скрипка не осталась в стороне – на протяжении всей войны мальчик охотно участвовал в детских концертах в госпиталях.

Окончательно выбор своего жизненного пути молодой человек сделал уже после возвращения в Ленинград. Тогда он впервые увидел фильм про жизнь Иоганна Штрауса «Большой вальс». После всех ужасов войны: голода, страха, смерти, ненависти – вдруг кино, где женщины в пышных платьях сидят в каретах, птицы поют, вокруг все радостно и светло. А главный герой – композитор, у которого так легко рождаются мелодии.

«После просмотра фильма папа твердо решил стать композитором. Обучение в музыкальной школе ему очень помогло. Он разбирался в нотной грамоте, поэтому без труда сочинил свои первые произведения – «Марш» и «Скерцо». Они были написаны для фортепиано. С ними он в 1945 году отправился поступать в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Из-за войны тогда был недобор, поэтому папу охотно взяли на обучение», – рассказывает дочь композитора.

После училища Андрей Павлович поступил в Ленинградскую консерваторию, которую успешно окончил в 1954 году. К слову, симфоническое произведение «Радда и Лойко» по мотивам рассказа Максима Горького «Макар Чудра» стало дипломной работой композитора. Именно это произведение неоднократно звучало в стенах Большого зала Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича).

С НОТКОЙ ЮМОРА И БЕЗ ОФИЦИОЗА 

С уверенностью можно сказать: музыка полностью победила!

Плодотворная и увлекательная музыкальная карьера Андрея Павловича началась еще со студенческой скамьи. Тогда молодому композитору заказали балет «Заветная яблонька», который потом показывали во Дворце культуры имени Горького. После окончания Консерватории композитор написал музыку к балету «Берег надежды».

«Папа сочинял музыку на различные стихи. К концу 1950-х годов было написано несколько лирических песен. Более популярные, знакомые уже большинству, стали появляться с начала 1960-х годов. Например, композиция «Здравствуй», которая сохранилась на виниловой пластинке. Ее исполнила известная советская эстрадная певица Лидия Клемент. Песня «Осень», которую исполняла Эдита Пьеха, «Два воскресенья», в исполнении Эдуарда Хиля», – перечисляет Ольга Андреевна.

Все эти вещи хранятся в квартире Андрея Петрова на Петровской набережной, где композитор прожил большую часть жизни. Одну из стен квартиры украшает портрет молодого композитора в стиле шаржа. Таким его увидел Николай Акимов, художник, педагог, режиссер известного многим Театра Комедии имени Н. П. Акимова.

«Папа не любил официоз и всегда подходил к жизни с юмором. У нас, например, сохранилась картина, где он изображен в образе Петра Первого. Этот шарж ему подарили вскоре после премьеры его оперы, посвященной Петру Великому. Сохранилось и несколько «неформальных» концертных программок, в том числе в БКЗ «Октябрьский». На них папа немного похулиганил, оформив программки с карикатурными рисунками», – говорит дочь композитора.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

ОТ БАЛЕТА ДО КИНО И НЕМНОГО ЕЩЕ… 

Андрей Павлович много успевал. Писать симфоническую музыку, балеты, оперы, сочинять песни и, конечно, музыку для кино. 

Мир кинематографа открылся для Андрея Павловича с картины про цирковых медведей «Мишель и Мишутка» 1961 года. В том же году на экраны вышел так полюбившийся многим художественный фильм «Человек-амфибия». Конечно, тогда к композитору пришла настоящая слава, к которой сам Андрей Павлович относился спокойно, со свойственным ему чувством юмора.

В 1962 году началась плотная работа со знаменитым режиссером Георгием Данелией над картиной «Путь к причалу». Композитору тогда пришлось написать целых 10 вариантов песен к этому фильму, а режиссер остановился лишь на одном – на «Песне о друге», которая и вошла в фильм.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В 1963 году Андрей Петров пишет музыку на стихи Геннадия Шпаликова к кинофильму «Я шагаю по Москве», а в 1965 году сочиняет музыку к кинокомедии «Тридцать три».

В 1966 году выходит фильм «Берегись автомобиля», это была первая совместная работа композитора с режиссером Эльдаром Рязановым.

Поначалу наброски Андрея Павловича Рязанову не понравились вовсе, и режиссер даже сомневался в выборе композитора.

«Дело в том, что папа неважно играл на рояле, и порой трудно было понять, что он пытался наиграть. Но в какой-то момент Рязанова осенило: он попросил сыграть песню из фильма «Я шагаю по Москве». И когда папа так же невразумительно сыграл знакомую Рязанову мелодию, Эльдар Александрович поверил, что папа действительно хороший композитор», – говорит Ольга Петрова.

И хотя, конечно, Андрея Павловича знают больше всего по киномузыке, для себя он считал гораздо более важной работу над операми, балетами, симфоническими произведениями.


Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Так, в 1971 году композитор написал балет «Сотворение мира», который показывали в 40 странах мира! А премьера его состоялась в Кировском театре (ныне Мариинский театр). В 1975 году композитор сочинил оперу «Петр Первый», состоящую из десяти музыкально-драматических фресок. Она рассказывает о жизни царя и непростой судьбе народа в те времена. Затем, в 1978 году, был написан балет «Пушкин. Размышления о поэте», а в 1985 году – опера-феерия «Маяковский начинается». С дочерью композитор успел поработать над мюзиклом «Капитанская дочка», который был поставлен в американском Бостоне, а еще над «Петербургскими тайнами».

В последние годы жизни Андрей Петров продолжал писать симфоническую музыку и музыку для кино. Последний фильм с Рязановым – «Ключ от спальни».

Потом было еще два: «Столыпин. Невыученные уроки» и «Небесная жизнь». А вот последнее симфоническое сочинение пророчески называлось «Прощание с…».

12 сентября в 19:00 в доме культуры «КИНЕФ» города Кириши пройдет фестиваль «Киношлягеры Андрея Петрова». Всероссийский фестиваль Андрея Петрова состоится 18 октября в 19:00 в киноклубе «Эльдар» в Москве и 27 ноября в 19:00 в филармонии Ростова-на-Дону.