Поколение Z, или «Неужели это наши дети?»: почему новое поколение россиян требует особого внимания

- В последнее время появилось много тревожных, а порой и страшных фактов о судьбе наших детей. Вы известный специалист по изучению проблем нового поколения. Что же происходит?
- Да, действительно, все то, что мы слышим и видим сегодня, связано с поколением, для которого у ученых есть много названий, самое распространенное из них – поколение Z. Это дети и молодые люди, родившиеся уже в XXI веке. Это очень интересное поколение с полярно противоположными оценками от восторженного – «первое цифровое поколение» до уничижительного – «поколение с концентрацией внимания, как у комара». Итак, первый ответ на ваш вопрос – появилось новое поколение, которое требует к себе пристального внимания и с которым мы пока еще не научились справляться.
- Тогда возникает следующий вопрос: кто это – «мы»? Кто должен справляться с этим новым поколением?
- Воспитание подрастающего поколения всегда является государственно-общественной и семейной проблемой. Следовательно, именно в деятельности институтов государства, гражданского общества и семьи необходимо искать причины такого тревожного положения дел.
- А можно ли точнее? Ведь этот вопрос волнует многих, кто не особенно интересуется научными наработками, а ежедневно видит, что происходит на улице, в школе и семье…
- Давайте уточним. Начнем с государства. Современное российское государство проявляет, особенно в последние годы, значительное внимание к подрастающему поколению. Однако в стратегии демографической политики очевиден перекос.
Знаете, есть бородатый анекдот о цыгане, который, глядя на грязных, оборванных цыганят, рассуждает с женой – то ли этих отмыть, то ли нового родить.
Пока наша политика ориентирована на второй вариант решения проблемы. И делается в данном направлении довольно много. Но… Давайте посмотрим на факты. По данным Росстата, в 2018 году пять 17-летних россиянок родили по пятому (!) ребенку. Казалось бы, торжество демографической политики. Но что могут дать детям эти малообразованные, духовно и социально незрелые родительницы, к тому же еще и физически истощенные? Хорошо, если заботу о детях возьмут на себя старшие родственники, община, клан. А если нет?
Основная нагрузка по формированию нового поколения ложится на школу, в этот институт не бросал камень только ленивый. Действительно, просчеты в образовании и воспитании наиболее очевидны именно в работе школы. Случаи нечеловеческой жестокости, унижения достоинства в отношениях между учащимися, учителями и учащимися просто потрясают. Неужели это наши дети? Да, это наши дети…
Однако самые главные проблемы, безусловно, коренятся в семье. Только недавние факты: 35-летняя мать из Адыгеи бросила дочь в кафе; отец из Белореченска посадил сына на цепь, не справляясь с воспитанием ребенка; в Омской области трехлетнего ребенка родители оставили в машине, увлекшись собиранием ягод… Хорошо, что все эти случаи закончились благополучно: дети живы. Но десятки – закончились трагически.
- Но проблемы в воспитании были во все времена. Какие последствия имеют эти «просчеты»?
- Это вопрос о качестве человеческого капитала. Согласна, звучит наукообразно. Если сказать проще – это вопрос о том, каким будут люди будущего. Пока будущее выглядит тревожным. Особенно если будут обостряться весьма негативные черты поколения Z: эгоистичность, сибаритство, отсутствие эмпатии…
- Но что же делать?
- В первую очередь усилить внимание государственных институтов к проблеме «сбережения» нового поколения. «Дети – наше богатство» должно быть не лозунгом, а руководством к действию. Важнейшим показателем оценки эффективности деятельности институтов детства должна стать численность «потерь» – количество детей, не доживших до периода взрослости. Причем безотносительно от причин трагедии – младенческая смертность, гибель в ДТП, шалостях и экстремальных увлечениях.
Каждый ребенок должен иметь гарантированный государством своеобразный паспорт защиты как национальное достояние.
И, конечно, необходимо усиление ответственности семьи за воспитание.
- Что именно можно предпринять?
- Здесь я выступаю за более жесткие меры в отношении тех горе-родителей, которые доводят детей до такого состояния, когда уже требуется вмешательство различных внесемейных структур.
Согласна, в каждом случае семейного «нездоровья» надо разбираться отдельно. И делать это должны квалифицированные и небезразличные люди (а таких у нас в органах опеки и попечительства довольно много).
К примеру, когда в семье только появились симптомы неблагополучия, сейчас это быстро отмечают окружающие и сообщают в органы опеки и попечительства (и это не стукачество, а признаки социальной и гражданской ответственности каждого). Такая семья должна быть поставлена на контроль с введением института поручительства, когда в качестве поручителей выступают близкие, представители общественных и политических организаций, да просто неравнодушные люди, своим авторитетом, ресурсами гарантирующие недопущение кризисных ситуаций. В случае повторения семейных девиаций ребенок однозначно «изымается» из семьи, а поручители признаются неэффективными и безответственными.
И, конечно, требуется совершенствование деятельности всей системы управления воспитательным процессом. В каком-то смысле идет речь о формировании современной воспитательной стратегии. Но это тема отдельного, весьма серьезного разговора…