Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Трамвайная археология: где ищут артефакты

В Петербурге в полном объеме запустили движение скоростного трамвая «Чижик», а осенью на улицы города вернется самый знаменитый петербургский трамвай – «Американка». Город на Неве старается оберегать свое трамвайное прошлое

«Американка» выйдет на улицы Петербурга впервые за 40 лет. В 1979 году самый знаменитый петербургский трамвай, работавший в блокаду, совершил свой последний рейс.

КОПИЯ ТОГО СОСТАВА

Со своим любимым трамваем ленинградцы прощались трепетно, ведь ЛМ-33 (так официально зовут «Американку») служил городу рекордные 46 лет. За это время трамваи прошли 530 млн км и перевезли почти 5 млрд пассажиров. Свое зарубежное прозвище трамвай получил благодаря истории создания модели. Ее разрабатывали в Ленинграде, а за основу взяли иностранный прототип.

Сейчас «Американка», совершившая последний рейс, находится в музее ГУП «Горэлектротранс». Там пояснили, что экспонат не выпустят на улицу. Копию состава ЛМ-33 создадут на базе не менее знаменитой «Машки». Трамваи такого типа известны каждому ленинградцу–петербуржцу, модель ЛМ-68М стала самой массовой из тех, что производились в Северной столице.

«Сейчас создается трамвай, у которого будет облик «Американки», но с точки зрения организации движения он будет отвечать всем современным требованиям безопасности перевозок и энергоэффективности. Музейный экспонат может выехать в город, но использовать его на регулярной основе нерационально», – пояснили в «Горэлектротрансе».

ПЕРВЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ

Маршрут «Американки» станет туристическим и при этом регулярным. Ему присвоят первый номер. Предполагается, что трасса начнется от старейшего в городе Василеостровского трампарка, откуда в 1907 году на линию вышли первые туристические трамваи. Потом исторический состав пройдет по Среднему проспекту, через Тучков мост, по проспекту Добролюбова, по Кронверкскому проспекту, через Троицкую площадь, Троицкий и Литейный мосты. В «Горэлектротрансе» маршрут «Американки» представляют как новый бренд Петербурга. В создании проекта задействованы несколько комитетов Смольного. Директор транспортного предприятия Василий Остряков отметил потенциальную рентабельность задумки, это будет отличать «Первый туристический» от других ретрозапусков. Правда, стоимость билета пока не определена.

ПОДЗЕМНЫЕ НАХОДКИ

«ПД» решил выяснить, где в современном Петербурге можно найти другие трамвайные артефакты. С участником общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Михаилом Чернышом мы встретились на Большом проспекте Петроградской стороны – много лет назад по этой магистрали проходила одна из основных трамвайных линий района. Но в 1946 году рельсовый транспорт заменили троллейбусом. Кажется, спустя столько лет от трамвайной линии уже ничего не осталось, но проспект все еще хранит память о том трамвае.

«Недавно здесь ремонтировали тротуары, вскрывали асфальт, чтобы уложить новый. Я шел мимо, вижу – один из рабочих несет кусок провода, по виду – контактного, характерного сечения, причем было видно, что он долго пролежал в земле. Рабочий его выбросил, а я поднял и рассмотрел подробнее. На проводе сохранились остатки трамвайного крепления. Он не одно десятилетие пролежал в земле. А благодаря ремонту тротуара вылез на свет. Я отдал его в Музей городского транспорта на Среднем, 77», – рассказал Михаил Черныш.

ФИГУРНЫЕ ОПОРЫ

Если очередной ремонт асфальта на Большом проспекте Петроградской стороны будут вести бережно по отношению к историческому основанию, то откроется возможность для исследования, в том числе и трамвайной истории.

В этом смысле ситуация на Среднеохтинском проспекте, когда обнаруженные остатки фундаментов зданий города Ниена заморозили капремонт трамвайных путей, оказалась идеальна для изучения трамвайной истории этой части города.

«Я знал, что там ведутся раскопки, поэтому, когда был рядом, пошел посмотреть. И увидел то, что осталось в информационной тени более древних находок. Мое внимание привлекли остатки железных конструкций характерной формы, расположенные через равные интервалы ровно в междупутье ремонтируемой трамвайной линии. Я предположил, что это уцелевшие нижние части старых трамвайных опор, погребенные в слое земли после того, как опоры были обрезаны по уровню дорожного покрытия. Дома я посмотрел в сети архивные фотографии, теория подтвердилась», – поделился Михаил Черныш.

Трамвай на Среднеохтинском появился в 1920-х годах. Но тогда магистраль выглядела не так, как мы привыкли. Тонкие металлические фермовые опоры стояли прямо вдоль однопутной трамвайной линии – тогда как сегодня контактная подвеска в основном крепится к домам и опорам по обочинам улиц и проспектов.

В отличие от Большого проспекта трамвай на Охте сохранился, и сейчас без него трудно представить Красногвардейский район.

«В начале века трамвай был единственным широко распространенным видом транспорта, автобусы и троллейбусы массово появились позже. И, несмотря на развитие метро и появление вместительных автобусов и троллейбусов, до конца 1980-х годов трамвай оставался лидером по перевозкам», – рассказывает Михаил Черныш.

По его словам, маршруты охватывали весь город, многие начинались на одной окраине, проходили центр насквозь и заканчивались на другой. Отдаленными промышленными районами, такими как Охта, плотно занялись после революции.

«В тяжелые 1920-е, говорят, даже были случаи, когда снимали дефицитные рельсы в центре, чтобы уложить их на новых окраинных линиях», – говорит Михаил Черныш.

РЕЛЬСЫ В НИКУДА

Но за подъемом часто следует упадок. Для трамвая он наступил в первом десятилетии XXI века. Сейчас трамвай понемногу восстанавливает утраченные позиции, город покупает новые вагоны, ремонтирует пути. На этом фоне еще интереснее искать артефакты и памятные для петербургского трамвая места.

Одно из таких – угол Болотной улицы (ныне улицы Моисеенко) и Дегтярного переулка, где в 1880 году инженер Федор Пирюцкий организовал показательный заезд первого в мире электрического трамвая. Опыт оказался успешным, но владельцы конно-железных дорог не поддержали инициативу, поэтому открытие трамвайного движения задержалось на 27 лет.

Куски старых рельсов, замощенные брусчаткой, оставались в Дегтярном переулке вплоть до недавнего времени. Инициативная группа даже предлагала увековечить это место. Но их, как и самого инженера, не услышали. Сейчас на улицах Петербурга осталось всего несколько мест, где сохранились близкие по значимости трамвайные артефакты. Старые, ведущие в никуда рельсы почти везде исчезли. Но осталась память северного города, носившего когда-то почетный статус трамвайной столицы мира.

Справка

520 километров трамвайных путей сегодня существует в Петербурге, из них обособлена только пятая часть, что для мегаполиса недостаточно.

60% действующего трамвайного парка в Петербурге планируют обновить до 2025 года.

21 новый вагон «Витязь-М» поступит в трамвайный парк № 8 на проспекте Стачек. Практически вся партия уже прибыла в город.

Закрыть