Яндекс.Метрика
  • Дени Джамалов

Тибетская певица Дечен исполнит мантры в компании БГ

В интервью «ПД» исполнительница призналась, что с нетерпением ждет этого момента

5 сентября в Петербурге состоится первый в России концерт тибетской певицы Дечен Шак-Дагсай – обладателя золотых и платиновых альбомов. Она выступит вместе со своей группой The Jewel Ensemble, а специальным гостем вечера станет Борис Гребенщиков. Концерт состоится в клубе «Морзе» в «Севкабель Порт».
Накануне этого события «ПД» поговорил с Дечен о ее ожиданиях от России.

- Расскажите о вашем приезде в Петербург и предстоящем концерте.

- Я с нетерпением жду возвращения в Санкт-Петербург, а впервые я побывала здесь прошлой осенью вместе с моим продюсером Хельге Антонисом ван Дейком. Нас невероятно впечатлили и поразили исторические сокровища прекрасного города — архитектура, искусство, музыка и музеи — все это по-настоящему уникально. Но главное для меня, что Санкт-Петербург давно и прочно связан с тибетским буддизмом, который стал одной из официальных религий России 225 лет назад благодаря императрице Екатерине Великой. А когда я увидела настоящий Дацан, буддийский храм прямо в городе, я сразу же почувствовала сильнейшую связь с Санкт-Петербургом и его людьми.

- Специальным гостем на концерте будет Борис Гребенщиков, как вы познакомились? Есть ли в планах записать совместные песни?

- Личной встречи с Борисом Гребенщиковым пока не было, но я с нетерпением жду того особенного момента, когда мы вместе с ним исполним Мантру Мира на сцене. Это будет очень сильно. Мне кажется, я знаю, что мы можем записать вместе. Пусть концерт в Севкабеле станет хорошим начало, а дальше — посмотрим…

- Звуки буддистских мантр обладают особенной силой, которая по-разному воздействует на человека. Какую цель вы преследуете своим творчеством и какую роль в этом играет музыка?

- Буддисты верят, что наша истинная природа чиста и безупречна, как цветок Лотоса. Независимо от нашего происхождения, убеждений или социального статуса, мы все благословлены этим сокровищем в наших сердцах. Мы, буддисты, верим, что мантры обладают особой силой всегда напоминать нам о жемчужине внутри нас и восстанавливать сознание в уравновешенности и мире. Со стабильным сознанием мы можем практиковать осознанность и создавать меньше проблем для себя и других. Музыка всегда оказывала положительное и целительное воздействие на людей. Мне нравится сочетать древние целительные мантры с музыкой современного композитора Хельге Антониса ван Дейка: это самый прямой способ прикоснуться к сердцам.

- Что в вашем творчестве первично – мантры или музыка?

- Это очень хороший вопрос. Для меня одинаково важны и мантры, и музыка, потому что именно их комбинация делает нашу музыку уникальной. Будда сказал, что в тот момент, когда вы слышите, видите, говорите или повторяете мантру, в поток вашего сознания попадает семя позитивного преобразования. Что может быть прекраснее, чем создавать музыку, которая приносит людям столь глубокую пользу?

- Хельге говорил, что перед тем, как совместить мантры и музыку, вам пришлось поехать в Индию к сестре Далай Ламы, чтобы получить благословение. Это было обязательно или это ваша личная инициатива? Что она вам ответила?

- Всякий раз, когда вы создаете что-то новое, чего до вас никто не делал, вы будете обращаться за советами к окружающим вас людям. Получив согласие от моего отца Дагсая Ринпоче, тибетского ламы, мы подумали, что было бы неплохо также посоветоваться с сестрой Его Святейшества, с которой у нас была возможность встретиться во время поездки в Индию. Она благословила меня и Хельге Антониса ван Дейка на создание прекрасной музыки, чтобы наш совместный проект принес людям максимум пользы.

- Все ваши альбомы отличаются друг от друга звучанием: на первых двух можно услышать танцевальные треки, на третьем – звучание уже другое, более спокойное. В какую сторону вы движетесь теперь?

- В начале своей музыкальной карьеры около 20 лет назад я исполняла спокойные медитативные мантры, которые стали популярны. Их начали ставить в йога-студиях, спа-центрах и даже центрах боевых искусств по всему миру. После сорокалетия я почувствовала, что настало время нового этапа — показать людям, как мантры могут стать частью жизни, чтобы было легче справляться со стрессами, от проблем на работе до стояния в пробках. Я хотела, чтобы мантры достучались до людей в формате привычного им музыкального языка и при этом обладали бы вдохновляющим эффектом. Вот почему я считаю такой удачей сотрудничество с Хельге Антонисом ван Дейком, который написал музыку для альбомов JEWEL и DAY TOMORROW, нашего самого последнего альбома.

Мы с ним работаем над следующим альбомом. Он будет спокойным, медитативным и вдохновляющим. Мы мечтаем, чтобы с нашей музыкой хотелось просыпаться счастливыми и менять свою жизнь к лучшему.

- Вы получили музыкальное образование 9 лет назад, являясь уже успешной певицей. Что этому способствовало?


- Когда я исполняю медитативную спокойную музыку только с одним или двумя инструментами, я использую определенную технику своего голоса. Но когда в 2012 году Филип Гласс пригласил нас выступить в Карнеги-холл в Нью-Йорке, Хельге предложил мне пройти дополнительное вокальное обучение, чтобы я была готова петь с симфоническим оркестром. Это был совершенно новый опыт для меня, чему я очень рада.

- Как встреча с Хельге Антонисом Ван Дейком повлияла на вашу жизнь и творчество?

- О, это прекрасное сотрудничество: нас объединяет любовь к искусству и музыке. А главное — нами движет осознание того, что сейчас как никогда всем людям и нашей планете важна та исцеляющая сила, которая заложена в мантрах.

Я думаю, мы оба прекрасно дополняем друг друга: я отвечаю за духовную составляющую, аспект вечности, в то время как Хельге привносит системность западного музыкальной традиции. Благодаря ему я прочно стою на земле, даже находясь в творческом полете. Я,  в свою очередь, помогаю ему оторваться от земной суеты, когда он слишком погружен в свои мысли. Я многому у него учусь, например, как работать над своими навыками и никогда не прекращать их совершенствовать. Хельге Антонис Ван Дейк – невероятно талантливый и разносторонний человек. Он не только композитор, продюсер и звукоинженер, но и режиссер наших клипов, потрясающий фотограф, Кроме того, Хельге как музыкант аккомпанирует на фортепиано или рояле во время наших концертов и в студии. Я не единственная, кто получает удовольствие от совместной работы. С Хельге сотрудничают многие замечательные музыканты по всему миру. Работать с ним — для меня большая честь.

- Тексты песен к альбому DAY TOMORROW написали ваш отец. Расскажите о совместном творчестве. Тяжело работать с родственниками?

- Он не только мой отец, но еще и настоящий духовный наставник. Я счастлива, что у меня такой папа. Для меня он — воплощение Любви и Сострадания. Его тексты, написанные на тибетском языке, глубоко трогают меня и вдохновляют исполнять их так, чтобы эти слова достигли сердца и разума людей. В альбоме DAY TOMORROW я пою о сохранении нашей матери-земли, о том, как важно уважать культуры друг друга и бережного использовать ресурсы нашей планеты, любить природу и животных, и, конечно же, развивать доброе сердце, чтобы быть осознанными сегодня и создавать лучшее ЗАВТРА.

- Вы родились в тибетской семье, но жили в Швейцарии всю жизнь. К какой культуре вы себя относите?


- На воспитание в рамках двух культур можно посмотреть с разных точек зрения. С одной стороны, жаль, что я не принадлежу полностью и всецело какой-то одной культуре. С другой стороны, я дорожу этой «дуальностью» и возможностью быть мостом между двумя этими мирами – миром запада и востока. Вот почему моя музыка несет в себе такое универсальное послание мира, выходящее за рамки расовых убеждений или социального статуса.

- Как отражается диалог или конфликт культур в вашем творчестве?

- У меня всегда было сильное желание внести свой вклад в установление мира на этой планете, создать базу для взаимопонимания, терпимости и уважения к культурам друг друга, даже если у народов разные политические взгляды. Это неизбежно: и история, к сожалению, повторяется снова и снова. Мы причиняем друг другу так много страданий. Но я искренне верю, что доброта и человеческое общение способны внести свой вклад в мирное сосуществование народов. Важно помнить, что каждый из нас несет ответственность за то, чтобы спасти эту планету от полного опустошения, сохранить ее для будущих поколений. В наших руках создать хорошее ЗАВТРА для наших детей и их детей.

Как швейцарский исполнитель с тибетскими корнями, я очень заинтересована в том, чтобы помочь Китаю своей музыкой. Только с помощью китайского народа мы сможем решить сегодняшние проблемы Тибета и определить его будущее.

- Вы сотрудничали с Тиной Тернер, пели с Филипом Глассом и Лу Ридом. Планируются в ближайшем будущем какие-то громкие коллаборации?

- С таким продюсером, как Хельге Антонис ван Дейк, невозможно угадать, какие совместные проекты предстоят и какие приятные сюрпризы и встречи тебя ожидают. Я, со своей стороны, открыта к новым интересными предложениям. Самое важное для меня в любом творчестве — быть носителем глобального мирного послания.

- У вас много благотворительных проектов, расскажите о них.

- В 2010 году в Тибете я искала традиционные тибетские платья для своих сценических выступлений и очень удивилась, узнав, что тибетцам принадлежит всего один магазин, а всеми остальными владеют китайцы. Знакомый монах Лобсанг Дава объяснил мне этот парадокс: оказывается, среди тибетцев мало кто знает ремесло шитья традиционной одежды. Именно тогда и возникла идея возродить это забытое искусство. Сам Лобсанг Дава — искусный мастер, много лет он создавал монашеские облачения, ритуальные украшения и даже восхитительные тибетские шатры. Когда я задала ему вопрос, готов ли он обучить молодых тибетцев искусству традиционного шитья, у него заблестели глаза, и он ответил, что мечтал бы об этом. Тогда же, в 2010 году, мы и открыли швейную школу и уже обучили более 300 молодых людей. Теперь, когда вы окажетесь в этом районе в Тибете, вы обнаружите множество небольших ателье по пошиву традиционной одежды.

- Вы работали над саундтреком фильма «Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи. Как это произошло, он лично с вами связался?

- Это действительно был один из моих первых шагов в моей музыкальной карьере. У меня тогда вышел первый альбом под названием Bodhicitta, который и услышал режиссер Бернардо Бертолуччи. Музыка ему очень понравилась, он попросил композитора Рюити Сакамото, автора музыки к фильму «Последний император», пригласить меня записать версию для фильма, над которым они в тот момент работали. Могу сказать, что для меня это был незабываемый опыт работы с Рюити в его студии в Лондоне.

- Как вы видите путь современной женщины в буддизме?

- Мы живем в невероятно благословенное время. До того, как в 1959 году тибетцам пришлось покинуть родную землю, тибетский буддизм не был столь популярен: доступ к этому богатству мудрости был значительно ограничен. С распространением тибетцев по всему миру распространилась и Дхарма Будды. Замечательные старые тибетские учителя передали свою мудрость не только своим тибетским ученикам, но также и многим западным последователям, которые преподают сейчас во многих частях мира, а также в Интернете. Таким образом, мы живем во время, когда у нас есть доступ к прекрасной вневременной древней философии жизни.

Для современной женщины буддизм может стать отличным способом обрести внутренний баланс. Современные женщины сталкиваются с многосторонними проблемами, совмещая роли жены, матери, профессионала на работе и так далее, сталкиваясь со сложностями каждый день. И буддийский взгляд на проблемы в повседневной жизни может быть невероятно полезен. В буддизме у нас есть прекрасный женский кумир. Самая важная женщина-богиня для защиты существ называется ТАРА и считается полностью просветленным Буддой.

Легенда гласит, что много лет назад, когда она была мирской принцессой по имени Еше Дава, она выучила наизусть все духовные тексты и уже этим достигла многого. Однажды, когда монахи пришли к правителю и устроили церемонию, которую завершили молитвой за принцессу: «Пусть Вы, принцесса Еше Дава, в своей следующей жизни возродитесь как мужчина, чтобы и Вы могли достичь полного просветления». В этот момент принцесса засмеялась и попросила монахов поменять молитву и поклялась всегда возвращаться в образе женщины, чтобы освободить существ от Сансары. Это один из самых вдохновляющих образов в буддизме и по сей день. ТАРА освобождает существ от всех страхов и опасностей, исполняя все желания.