Дачу Крючкова отдадут в собственность Петербурга
На Приморском шоссе, 394, корпус 6Л, в поселке Репино стоит двухэтажный деревянный дом, в котором еще недавно находились жилые квартиры. После расселения здание оказалось заброшенным.
О непрошеных «обитателях» сказать что-то хорошее сложно, внутри видны обгоревшие стены и мебель. Перевернуты диваны, столы, стулья, повсюду разбросано стекло, множество мусора, бутылок, банок, прогнивший потолок и обшарпанные стены. При этом, на удивление, хорошо сохранился деревянный фасад здания.
Сегодня волонтеры проекта «Открытый город», «Волонтеры культуры», участники «Школы волонтеров» и просто неравнодушные горожане приехали вдохнуть жизнь в памятник деревянного зодчества, который совсем скоро обретет новый статус и, возможно, хозяина.
Более 100 добровольцев расчистили дачу от мусора, старой мебели и стекол, вырубили самосевную растительность. И это только первый этап масштабной работы по сохранению дачи.
«Сегодня мы убираем мусор, оставленный жильцами, которые переехали в другое место, а также всеми непрошеными гостями. В целом на территории дачи акции будут проходить весь сентябрь. После уборки мусора под руководством профессиональных реставраторов начнутся работы по консервации здания. Добровольцы отремонтируют кровлю в местах протечек, произведут разборку аварийных участков пристройки здания, сделают биозащитную обработку деревянных конструкций здания, а также заколотят окна и двери, чтобы у непрошеных гостей не было возможности попасть внутрь», – рассказывает заместитель председателя совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Петербурге, руководителя проекта «Открытый город» Антон Иванов.
Безусловно, расчистка территории и консервация дачи лишь первый шаг по сохранению дома.
«Следующий шаг – это передача дачи в собственность Петербурга. Такое соглашение уже достигнуто с Комитетом имущественных отношений Петербурга. Это поможет привлечь к реставрации и сохранению дачи инвестора. Я уверена, что он сможет помочь в этом непростом деле, тем более в городе такой опыт уже есть», – пояснила ситуацию исполняющая обязанности руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Петербурге и Ленинградской области Елена Федорова.
Сомневаться в возможностях инвестора, по мнению председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Петербурга Сергея Макарова, не приходится, ведь дача стоит практически на берегу Финского залива, а это место хорошее.
«В прошлом году мы провели историко-культурную экспертизу здания для того, чтобы в дальнейшем включить здание в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Перед тем, как выносить эту дачу на рассмотрение рабочей группы, я съездил сюда сам и осмотрел ее. У нас с коллегами произошел небольшой спор по поводу нескольких пристроек дачи, эксперт не обратил на них внимания, хотя они имеют историческую ценность», – рассказал Сергей Макаров.
Он добавил, что власти Петербурга, безусловно, не могут остаться в стороне, тем более это один из немногих памятников деревянной архитектуры, который важно сохранить. Чтобы найти достойного инвестора, здание включат в программу «Аренда памятника за 1 рубль».
Отметим, что по поручению временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова в городе разработали первый этап концепции по сохранению памятников деревянного зодчества. Благодаря ей подобные деревянные постройки удастся спасти от разрушения.
Интересно, что памятник многие называют «дачей Ридингера», однако благодаря историко-культурной экспертизе удалось установить, что это дача Ивана Крючкова. Дело в том, что в книге Э. Кяхенен «Бывшие Терийоки» говорится о том, что в 1902 году семья известного в Петербурге того времени производителя варенья и владельца фруктовых лавок Ивана Крючкова снимала дачу Николая Ридингера. Последний был сыном героя Отечественной войны 1812 года Александра Ридингера.
Позднее семья Крючковых построила собственную дачу на соседнем участке.
Однако экспертам удалось выяснить, что дом конкретно на этом участке принадлежал все же Ивану Крючкову. Информация об этом сохранилась на топографических картах того периода. К тому же на фотографиях 1902 и 1950 годов видны крыльцо веранды, открытая терраса и лестница при ней здания.