Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Археолог Петр Сорокин: «Вопрос сохранения Ниеншанца по-прежнему остается открытым»

Заместитель директора научно-исследовательского института культурного и природного наследия Петр Сорокин рассказал, какие тайны хранят крепость, а также древний город, фрагменты которого нашли во время ремонта трамвайных путей
Фото: «Петербургский дневник» / Д. Фуфаев.

- Когда и где появились город Ниен и крепость Ниеншанц?

- Город Ниен с крепостью Ниеншанц занимали в XVII веке большую часть современной Охты. Крепость находилась на мысу, при впадении Охты в Неву. Ее основали в 1611 году по приказу шведского короля Карла IX. Крепость Ниеншанц располагалась на том месте, где ранее, в XIII веке, существовали местное мысовое городище, затем другая шведская крепость – Ландскрона – и русское торговое поселение Невское Устье.

Первоначальный Ниеншанц в начале XVII века был небольшим укреплением прямоугольной формы. В середине того же века его перестроили, но во время очередной русско‑шведской войны в 1656 году крепость была разрушена.

Строительство новой началось после отхода русских войск и завершилось уже после окончания войны. Цитадель имела форму звезды с пятью бастионами и двумя воротными равелинами. Главные ворота выходили к Охте, мост через которую связывал крепость с центром города.

- А что тогда считалось центром города?

- Город Ниен располагался на противоположном берегу Охты. Центр его был между современной Красногвардейской площадью и Конторской улицей.

Впервые о его основании говорилось в 1618 году в письме шведского короля Густава II Адольфа. В 1632 году тот же король даровал ему городские права. Но, судя по всему, город стихийно развивался вокруг крепости, сразу после ее основания.

В начале Северной войны, то есть в октябре 1702 года, после взятия русскими войсками Нотеборга (Шлиссельбург. – Ред.), шведы эвакуировали население, а сам город сожгли.

- Каким был древний город Ниен?

- Город был полностью деревянным. С самого начала его планировали строить из камня, но, видимо, в этом месте камня просто не хватало.

- Сколько человек проживало в городе?

- Население Ниена было очень смешанным. Шведы составляли только третью часть, еще одну треть – финны и оставшуюся – немцы. В середине XVII века население города было около двух тысяч человек. По тем временам это был довольно большой город. Например, если говорить о Финляндии того времени, то там имелось всего три‑четыре города с таким населением.

А вот русских в Ниене было совсем немного. Судя по документам, им разрешалось селиться в нем только при условии принятия лютеранства. Конечно, большинство из них были православными и не спешили менять религию. Русская Спасская церковь находилась в одноименном селе на противоположном берегу Невы в районе Смольного. Оно считалось городским предместьем и было связано с Ниеном паромной переправой.

После Столбовского мира 1617 года, когда эта территория перешла к Швеции, значительная часть православного населения переселилась в Россию. Оставшиеся крестьяне в большинстве своем, вплоть до начала XVIII века, сохраняли православие. В то же время некоторые из русских дворян, чтобы не потерять свои земельные владения, перешли на службу к шведскому королю и сменили веру.

- Мог ли Петербург возникнуть на месте Ниена?

- На военном совете, уже после взятия крепости Петром Первым в 1703 году, рассматривался вопрос о том, чтобы укрепить крепость и основать новый город на этом месте. Известно, что, выбирая место для будущего города, Петр осматривал низовье Невы и ездил к ее устью…

Решение приняли не сразу, взвесив все за и против. В итоге город решили строить ближе к морю. Конечно, за этот выбор пришлось дорого платить – наводнения причиняли колоссальный ущерб! В то время как в устье реки Охты было гораздо спокойнее. Так, во время катастрофических наводнений на Неве – при подъеме воды на три‑четыре метра – на Охте были лишь небольшие подтопления.

Решение Петра было волюнтаристским: оно явно не было основано на много‑ летних наблюдениях. Хотя удивляться этому не стоит: вряд ли тогда кто‑то советовался с местными жителями, где можно строить город в этих местах.

- Правда ли, что Ниеншанц был уничтожен по приказу Петра I?

- Как я уже говорил, первоначально никто не собирался уничтожать эту крепость. После взятия Ниеншанца в 1703 году армией Петра Великого велись разговоры о его укреплении. Несколько месяцев он служил местом дислокации русских войск. И первые письма, которые Петр писал из устья Невы, были адресованы как раз из Шлотбурга (новое название Ниеншанца, которое дал царь. – Ред.). Фактически это была его временная резиденция. Шлотбург служил для защиты устья Невы до завершения строительства Петропавловской крепости, а впоследствии его могли вывести из строя, разрушив частично. Но на полное разрушение этой крепости у русских не было ни сил, ни времени. Шведы потом еще дважды занимали оставленную крепость, в 1604 и 1605 годах, но она уже была выведена из строя, и закрепиться в ней не удалось.

Подробная информация о разрушении Ниеншанца не дошла до нашего времени, за исключением нескольких фраз в иностранных описаниях. На всех картах Петербурга, вплоть до XIX века, зафиксированы полностью сохранившиеся очертания крепости.

И еще одна деталь – раскопки подтвердили, что рвы Ниеншанца оставались почти полностью открытыми до XIX века. Все это показывает, что Ниеншанц не мог быть полностью снесен при Петре, а разрушался медленно. Более того – Петр Великий всегда заботился о мемориализации своих деяний и наверняка хотел сохранить память о Ниеншанце. Первый историк Петербурга Андрей Богданов писал о необходимости сохранить остатки укреплений Ниеншанца в качестве мемориала – как и другие памятники петровских
побед.

- Есть мнение, что Петропавловскую крепость строили из материалов Ниеншанца.

- Ниеншанц был дерево‑земляной крепостью, и вряд ли строители Петропавловской крепости нуждались в таких материалах – их было достаточно и вблизи Заячьего острова.

Другое дело – городское строительство. Например, вполне вероятно, что Домик Петра на Петровской набережной был построен из разобранного дома, привезенного по Неве из города Ниена.

- Идут ли сейчас раскопки на территории Ниеншанца?

- Раскопки на современной Охте начались еще в 1992 году. Благодаря им в конце 1990‑х нам удалось добиться того, чтобы крепости Ниеншанц и центральную часть города Ниена взяли под охрану как объект культурного наследия. После этого любые строительные работы на этой территории должны были сопровождаться археологическими раскопками. Самые масштабные работы проводились в 2007‑2010 годах на Охтинском мысу, где находился Ниеншанц. Они закончились почти десять лет назад, и сейчас эта территория напоминает лес, поросший деревьями. Вопрос о сохранении обнаруженных там памятников археологии – трех крепостей разного времени – по‑прежнему остается открытым. И это самое важное, над чем там нужно работать. Что касается недавних раскопок на Среднеохтинском проспекте, то они тоже дали интересные результаты. Мы получили новую информацию о планировке города Ниена, о расположении церковного двора, о благоустройстве, о домостроительстве…

Например, были обнаружены погребения на территории двора шведского храма, определены границы церковного двора с северной стороны. Но сама церковь не попала на территорию раскопок, она находилась несколько южнее – на территории современной Красногвардейской площади. В Ниене было три кладбища. Кроме упомянутого выше, одно из них находилось в районе нынешней Конторской улицы.

Сейчас мы занимаемся обработкой находок, обнаруженных во время раскопок на Среднеохтинском проспекте. Среди них коллекция шведских монет.

К сожалению, они плохо сохранились. Надписи читаются с трудом, но на части их можно рассмотреть шведские символы: 3 короны, льва или сноп – герб королевской династии Ваза. Буквы K, R и S означают «Карл Король Швеции» или «Кристина Королева Швеции». Все это середина – вторая половина XVII века.

Любопытно, что планировка Ниена значительно отличалась от современной. Нынешняя ориентирована вдоль Невы, а в Ниене была относительно Охты. И эти различия хорошо читаются как в раскопках, так и при наложении исторических карт на современную.

- Какова дальнейшая судьба крепости Ниеншанц?

- Во время раскопок 10 лет назад здесь были открыты огромные по площади остатки фортификационных сооружений. Существует целая серия проектов сохранения памятников Охтинского мыса. В основном это дипломные работы студентов Санкт‑Петербургского государственного архитектурно‑строительного университета и Академии художеств, которые готовили проекты создания там музея. Елена Мельникова, например, предложила полное воссоздание крепости Ниеншанц с сохранением внутри нее остатков Ландскроны. Увы, проект остался на бумаге.

Важно понимать, что наибольшую ценность представляет не каждое отдельное сооружение, а их комплекс целиком, поэтому и сохранять его нужно как единый памятник.

Закрыть