Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

3 сентября начнется основной этап кругосветной экспедиции по следам Беллинсгаузена и Лазарева

В январе 2020 года исполнится 200 лет со дня открытия Антарктиды
Третьего сентября начнется основной этап кругосветной экспедиции по следам Беллинсгаузена и Лазарева Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз

В начале сентября из Санкт-Петербурга стартует основная часть кругосветной экспедиции «Сибирь – Антарктида – Сибирь», которую выполняет экипаж под руководством капитана Сергея Щербакова на парусной яхте «Сибирь».

Экспедиция посвящена празднованию в 2020 году (28 января) 200-летия со дня открытия Антарктиды русскими моряками под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Именно им на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» выпало первыми достичь шестого континента планеты. По сути, это было последнее географическое открытие подобного масштаба, ведь больше на поверхности земного шара не осталось таких «белых пятен».

Долгая дорога

Сергей Щербаков рассказал, что подготовка к экспедиции началась примерно год назад. Первоначально, ее маршрут должен был полностью повторять путь Беллинсгаузена и Лазарева, с обходом вокруг Антарктиды, но случай внес свои коррективы. Планировалось, что этот маршрут пройдет яхта «Сила Сибири» водоизмещением 108 тонн. Однако 15 октября прошлого года она вдребезги разбилась в Средиземном море. Для сравнения яхта «Сибирь» всего восемь тонн водоизмещением.

«Поскольку старт моей кругосветки произошел в Омске, логично, что там же необходимо финишировать. Тридцатиметровые мачты «Силы Сибири» не прошли бы под мостами. Поэтому на яхте «Сибирь» мы должны были пройти до Салехарда, а оттуда на «Силе Сибири» до Петербурга и дальше к Антарктиде, - рассказывает Сергей Щербаков. – Раз уж «Сила Сибири» выбыла, весь путь от начала и до конца мы проделаем на нашей проверенной ласточке, которая уже прошла Северный морской путь, на яхте «Сибирь»».

Проект реализуется при поддержке фонда Президентских грантов. «Экспедиция поможет рассказать и напомнить о великом географическом открытии, сделанном русскими исследователями не только за границей, но и у нас в стране. Уверен, что не все помнят, что 200 лет назад была открыта Антарктида, это действительно значимое событие, заслуживающее внимания», - отметил Виктор Боярский, председатель полярной комиссии петербургского отделения РГО.

Возвращение «Сибири» планируется по Тихому океану вдоль западного побережья двух Америк, через Берингов пролив и восточную часть Северного морского пути с заходом в населенные пункты российской Арктики (Провидения, мыс Шмидта, Певек, Тикси). В Диксоне экспедиция замкнется кольцо вокруг земного шара. Финиширует она в Омске в октябре 2020 года.

На станцию Беллинсгаузен участники экспедиции планируют прибыть к самой дате открытия континента – 28 января. Возможно, на неделю раньше или позже, это зависит от моря. После посещения станции, экспедиция через Тихий океан, вдоль берегов Америки экспедиция вернется в Россию.
К слову, по ходу экспедиции, к ней присоединится вторая яхта - «Ксанаду», которая сейчас находится во французском Бресте. Это судно несет на борту научное оборудование для изучения глобального потепления и сбора научных данных по ряду других направлений.
Капитан добавил, что верит в свое судно, но из-за изменения тоннажа маршрут пришлось облегчить. Огибать Антарктиду экспедиция не будет, но преодолеет пролив Дрейка и придет на российскую антарктическую станцию Беллинсгаузен. Щербаков также рассказал, что в 2000-м году на 10-метровой волне «Сибирь» перевернулась вблизи от Алеутских островов. Тогда удалось восстановить ход судна и закончить кругосветку. Но это было совсем не просто. Между тем, в проливе Дрейка волны могут достигать 20 метров, поэтому придется лавировать между циклонами.

Третьего сентября начнется основной этап кругосветной экспедиции по следам Беллинсгаузена и Лазарева Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз

Первые испытания

Как рассказали участники экспедиции, на первом этапе им пришлось преодолеть шторм и укорачиваться от льдин. Так, в одном из портов по пути к Петербургу они попали в крайне сложную ледовую обстановку. Весь порт был забит льдом. Пришлось обратиться к помощи специального буксира, который растаскивал лед перед яхтой.

«У нас все-таки фанерная лодочка, оклеенная стеклопластиком, и в лед входить мы не можем. После буксира некоторые льдины все же остались, и мы повредили один из бортов. Потом нас потрепал шторм в Карском море. Когда мы пришли в Харасавэй, то обнаружили, что с правого борта метр наружной обшивки содран начисто. Сейчас яхта заканчивает ремонт яхты, чтобы к третьему сентября она была готова к походу», - сообщил Сергей Щербаков.

Добавим, что учебная яхта Санкт-Петербургских мореходных классов «Русь» под командованием капитана Сергея Тимошкова под парусами отправилась в Копенгаген по маршруту экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Она проделает часть пути в память о великом открытии.

Всего за 15 месяцев «Сибирь» должна в общей сложности пройти 30,5 тысячи морских миль, или более 56,5 тысячи километров. То есть порядка 1,4 длины земного экватора. Кроме портов России, омская яхта посетит еще морские города нескольких десятков стран, где при участии Министерства иностранных дел РФ будут проведены встречи с участниками экспедиции. 

Справка: 

Яхта «Сибирь» (бермудский кэч-швербот), спущенная на воду в 1997 году. В 2000-2001 годах совершила кругосветное плавание протяженностью около 22 тысяч морских миль. На сегодня общая протяженность походов «Сибири» составляет уже более 100 тысяч морских миль.


Третьего сентября начнется основной этап кругосветной экспедиции по следам Беллинсгаузена и Лазарева Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз
Закрыть