Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

В этнографическом музее рассказали, зачем нашим музеям нужны аудиогиды

Сколько золотых слитков унесли из Этнографического музея? Как музей помогает воспитывать толерантность? Почему школьникам не нужны электронные экспонаты? Об этом «ПД» рассказал директор Российского этнографического музея Владимир Грусман
Этнографический музей, Грусман Фото: Д. Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Правда ли, что выставка «Золото империи инков» побила рекорд по популярности?

- Да, количество гостей было каким-то невероятным, несколько десятков тысяч. У нас действительно в начале работы выставки было объявлено, что каждый десятитысячный посетитель получит в подарок золотой слиток (весом 10 граммов. – Ред.), но Российский этнографический музей конкретно к этой идее не имел отношения, это был партнерский проект. Пока что вручили только один. Но выставка продлится до 15 сентября, так что у посетителей еще есть шансы, однако, повторяю, музей к этой истории отношения не имеет. Приходите, записывайтесь на экскурсию, узнаете много о культуре Перу.

Выставка приурочена к пятидесятилетию установления дипломатических отношений между Перу и Россией. И представлены там не только украшения, но и ритуальные ножи и посмертные маски.
Еще я хотел бы отметить, что выставка «Красное-желтое-белое», посвященная поделкам из натуральных материалов, тоже притягивает немало людей. И наконец, выставка народных кукол: судя по отзывам в Интернете, она запомнилась очень многим.

Если оценивать популярность музея по одним цифрам, могу сказать, что мы показали очень серьезный рост: к концу первого полугодия 2019 года посещаемость выросла по сравнению с прошлым годом на 35 процентов. В Петербурге немалую часть туристов составляют китайцы.

- Этнографический музей сделал что-нибудь, чтобы заинтересовать гостей из Поднебесной?

- Специализированных выставок пока не предвидится, но у нас в сентябре появятся наконец аудиогиды, и там будет программа на китайском. Честно признаюсь, я не питаю симпатий к аудиогидам: всегда считал, что живое общение с экскурсоводом намного лучше. Но что делать, раз подвержены мы таким влияниям: в европейских музеях аудиогиды есть давно, значит, и у нас должны быть. Хотя там экскурсовод присутствует гораздо меньше. Что касается QR-кодов, которые читаются через приложения в смартфонах, то у нас ими снабжены некоторые экспонаты, но не все.

- Многие музеи, особенно те, куда часто ходят дети, сейчас внедряют интерактивные электронные экспонаты, игры типа «одень оленевода» или «запряги лошадь». Вам нравится такая идея?

- Этнографический музей создан для того, чтобы люди воспринимали аутентичную информацию, а не нарисованную. У нас есть сайт, где можно увидеть экспонаты из любой точки планеты, но в музей приходят, чтобы увидеть в натуральную величину и дома, и костюмы.

Моя внучка восьми лет давно на ты с планшетом, но, когда их класс приходил к нам в музей, я видел, с каким удовольствием они воспринимают все подлинное. И одежду, и утварь. Школьницы постарше интересуются ювелирными украшениями. И не только дети. Мой хороший знакомый, очень высокопоставленный человек, регулярно приходит и рассматривает экспозицию, посвященную быту кавказских народов, он так отдыхает душой. Неужели ему было бы приятно, если бы мы спрятали все античное в сейфы, а оставили бы экраны?

Сейчас есть перенасыщение интерактивом, а нужна, на мой взгляд, взвешенная комбинация между интерактивом и реальностью. 

- В 2018 году в музее готовилась реконструкция. Почему она не началась?

- Не были выделены деньги. Проект мы подготовили очень хороший. Были проведены археологические и экологические обследования, но деньги не дали.

По плану мы должны были переоборудовать здание бывших мастерских Михайловского театра в центр коллекций. Это не просто фондовое помещение, а нечто большее. Туда можно было бы водить экскурсии – как в хранилище Эрмитажа в Старой Деревне. Именно туда планировалось переместить наши ковры, которые совершенно потрясающие, но, к сожалению, не могут быть выставлены все одновременно. Туда же мы планировали поставить средства передвижения: сани, арбы, телеги, повозки.

Площадь мастерских – 2,5 тысячи метров, и, по нашим подсчетам, требовалось 700-750 миллионов рублей, чтобы превратить их в хранилище. Это не такая огромная цифра, поскольку мы включили туда же оборудование: средства безопасности, капиллярного пожаротушения, газового пожаротушения. Юридическая подготовка уже завершена: здание переведено из городской в федеральную собственность, поскольку музей является федеральным.

- Может быть, стоило пойти по пути Эрмитажа и договориться о строительстве фондохранилища на окраинах?

- Во-первых, я наблюдал печальный опыт переездов музеев: сначала Музея истории религии, который при переезде из Казанского собора на Почтамтскую перевозил свои коллекции в 10 тысячах сундуков, потом – Военно-морского музея. Во-вторых, все коммуникации в мастерских в порядке: водопровод, отопление, и само здание в приличном состоянии. Зачем тогда строить новое? В-третьих, у наших земляков есть традиция: приезжать в Петербург в выходной день. Я имею в виду тех людей, которые живут в Купчино, на Гражданке и так далее. Прожив рабочую неделю в своем спальном районе, куда они должны приезжать, чтобы сходить в музей и походить по красивым улицам? В другой спальный район или все-таки в центр? Слава богу, приезжают и к нам, и в Эрмитаж, и на «Аврору». И даже согласны стоять в очередях.

- В середине 2000-х Этнографический музей официально участвовал в программе по воспитанию толерантности. Как вам кажется, справились ли вы с задачей и не стоило бы повторить эту программу? 

- Тогда это был очень своевременный шаг, но, если бы нам сегодня поручили, я бы не стал отказываться. На экскурсиях детям рассказывали, что культура не может быть идентичной для славян и народов Сибири или Кавказа, что люди и культуры не должны быть похожими друг на друга. Сейчас программа закрыта – наверное, решили, что все у нас прекрасно с межнациональными отношениями. Я не буду давать оценку, все ли прекрасно, но дети должны получать информацию. Постоянную, потому что город у нас многонациональный, и всегда, я надеюсь, таким и будет. 

К примеру, с помощью наших татарских земляков – слово «диаспора» к ним не подходит, потому что татары такие же петербуржцы, как и мы с вами, – у нас в декабре откроется выставка, посвященная истории татарского народа. Я дважды встречался с премьер-министром Татарстана, и они оказали содействие, в том числе финансовое.

- В прошлом году музей начал совместно работать с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Что интересного вам удалось сделать?


- Наша арктическая выставка привлекла множество посетителей, и нам даже оставляли отзывы с просьбой сделать ее постоянной. Мы не пожалели экспонатов: там есть настоящая байдара, на которой поморы плавали на Грумант и Шпицберген. Мой коллега посещал Шпицберген неоднократно, там очень много следов оставили наши поморы, которые осваивали его еще в XVII веке. На Шпицбергене даже кладбище есть старинное.

Правда, когда в Петербурге проходит арктический форум, я каждый раз пугаюсь, потому что мне приходит предписание: организовать экскурсию для 3 тысяч человек. А как я их всех приму? Вот такое потребительское отношение. С другой стороны, я доволен, что на выставке были министры Владимир Мединский, Ольга Голодец и им понравилось.

Жаль, что в Петербурге нет комитета по делам Восточной Сибири, потому что выставка, посвященная этому региону, не может открыться уже несколько лет, и неоткуда ждать поддержки.

- А как продвигается конкурс концепций развития Российского этнографического музея? Появились какие-то идеи, которые показались вам стоящими?

- Конкурс объявили не мы, а Министерство культуры РФ. Для нас это, скорее, было неожиданностью. Я бы и сам принял в нем участие, если бы меня пригласили. Пока что все сводится к тому, что люди пишут отзывы на страничке музея в соцсетях. Пятьдесят процентов отзывов – хвалебные: любимый музей, продолжайте в том же духе. Пятьдесят процентов недовольных. Кому-то не нравится, что в залах мало света. А как иначе, если у нас здесь уникальный текстиль, который выгорает? Кто-то недоволен, что его заставляют снимать верхнюю одежду. А предложений по существу, имеющих социальную значимость, я пока не встречал. (Конкурс концепций проходит с 12 августа по 5 сентября. – Ред.) Самым толковым из них был вопрос про аудиогиды, но их, как я уже сказал, в любом случае внедрят с сентября.

Справка

Российский этнографический музей был основан в 1895 году, изначально как этнографический отдел Русского музея, причем закрытый для публики. Доступ посетителей открылся в 1923 году. Здание музея, спроектированное архитектором Василием Свиньиным, строилось более 11 лет: с 1902-го по 1913 год.

124 предмета подарили Этнографическому музею в 2018 году. Из них 35 предметов были найдены в экспедициях.

Фото: Д. Фуфаев/ «Петербургский дневник»
Закрыть