Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Молчание – обвинение: как ВИЧ-диссидентство привело петербурженку к скамье подсудимых

У женщины хотят забрать ребенка за то, что кормила его грудью

Органы социальной опеки хотят забрать у 44-летней ВИЧ-положительной петербурженки сына, которому не исполнилось и 4 месяцев. Женщина узнала о своем диагнозе после звонка из женской консультации и всю беременность отказывалась верить в то, что у нее есть заболевание. Мальчика оторвали от мамы еще в роддоме, на второй день после рождения.

Тест на беременность «обманул»

Около года назад жительница Петербурга, которая просит не раскрывать ее имени, узнала, что у нее может быть ВИЧ. На ее мобильный позвонили из женской консультации: вместе с гражданским мужем они планировали ребенка, и женщина обратилась к медикам, чтобы проверить, наступила ли беременность.

Диагноз застал ее врасплох: на другом конце трубки только сообщили о самой ВИЧ-инфекции в организме, а что делать дальше – не объяснили. Ее накрыли страх, ужас и паника – вместо похода к врачу она стала просматривать статьи из интернета, среди которых мелькали ВИЧ-диссидентские советы от «докторов наук», которые сводились к тому, что такого диагноза не существует, а «фарминдустрия хочет забрать себе ваши кровные».

«Она пошла в женскую консультацию для того, чтобы уточнить наличие беременности, потому что тест показал две полосочки. Ее сразу отправили на сдачу анализа, после чего ей сначала позвонили и сообщили, что она не беременна, а через некоторое время отдельным звонком то, что у нее ВИЧ-инфекция. Она связала это с тем, что тест показал ложную беременность, значит, и тест на ВИЧ мог показать неправильный результат», - поделилась с «ПД» деталями истории адвокат Ольга Кривонос.

При этом какие-либо симптомы или боли женщину не беспокоили. Через какое-то время наступила беременность. Ее вели в платной клинике города, и петербурженка прошла через стандартный набор – посещение гинеколога, узи и кровь на все анализы. Но и здесь есть странность: кровь на ВИЧ-инфекцию она не сдавала. Как объяснила защита петербурженки, анализ не назначил сам врач. «На этот анализ врач не направлял, а она сама и не говорила, что у нее был ВИЧ-положительный тест. Поскольку это коммерческая структура, она понимала, что ей нужно получить родовой сертификат. Она обратилась в женскую консультацию, там подняли документы: у вас был ВИЧ-положительный анализ, сдайте еще раз. Она сдала и получила такой же результат», - заметила защита.

После этого врач из женской консультации сказал, что ей нужно обратиться в СПИД-центр, но направление не дала. Женщина продолжила ходить в консультацию, а ее врач брал с нее подписку о том, что ей нужно в СПИД-центр. Сложилась следующая ситуация: пациентка и врач знали о диагнозе, женщина не шла в СПИД-центр, но и там о ней ничего не знали и не вызывали на прием. До стадии принятия болезни она не дошла: ни до беременности, ни во время нее она не пила препараты. «С одной стороны, она бездействовала. С другой стороны, врачи никаких активных действий не принимали», - резюмирует адвокат.

Не трогай ребенка руками

Мальчик родился вечером 17 мая: роженица вызвала скорую помощь, которая привезла ее в обычный роддом, а не специализированный – на это не было направления. Экспресс-тест, который сделали будущей маме, снова показал вирус иммунодефицита в ее организме. Малыш родился, и, к счастью, здоровый. «Не трогай ребенка руками», - услышала новоиспеченная мама сразу после родов, когда малыша в первый раз положили ей на живот. Женщина расценила это как предвзятое отношение к себе из-за диагноза. Диалог не сложился: врачи утверждали, что ребенку нужно наблюдение, но женщина не осознавала последствия. Все документы, которые ей принесли в роддоме, она покорно подписала, лишь бы ее оставили в покое. Среди них была и бумага о том, что ее уведомили о риске.

Потом маму и малыша поместили в бокс в отделение совместного пребывания родительницы и ребенка. Ее предупредили, что грудное вскармливание повышает риск передачи ВИЧ-инфекции. Однако, как утверждают адвокаты обвиняемой, бутылочку со смесью, заменяющей молоко, которую обычно в таких случаях выдают, не предоставили.

Уже ночью после первой прививки малыш начал плакать. Мама приложила его к груди. На предупреждения врачей она ответила, что не заражает ребенка грудным молоком, потому что «это стопроцентный иммунитет». На следующий день после рождения мальчика в роддом приехали органы социальной опеки. Они забрали новорожденного с формулировкой, что его мама злоупотребила родительскими правами.

Как рассказала адвокат, врачи предлагали женщине передать ребенка в специальную детскую комнату. «Как выяснилось, никакой детской комнаты не существует. Есть только отделение совместного пребывания матери и ребенка. Мать говорит, что ребенка не предлагали передать, а врачи настаивают на том, что предлагали», - отметила Ольга Кривонос.

Уголовное дело

Сейчас против женщины возбуждено уголовное дело по пункту статьи 122 УК РФ – «Заведомое проставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией». Заявление на возбуждение дела и лишение женщины родительских прав направили органы социальной опеки. Мальчик находится в Доме малютки.

Ситуация осложняется еще и тем, что забрать ребенка не может даже его родной отец: он не был в законном браке с мамой мальчика. Соцопека забрала малыша вместе со всеми его документами, без которых ЗАГС отцовство признать не имеет право. Поэтому новоиспеченному отцу пришлось обратиться в суд.

Семья надеется, что ситуация разрешится в их пользу: родители и бабушка каждый день навещают малыша и приносят ему все необходимое. Сама женщина начала лечение и получает психологическую помощь в центре «Е. В. А».

«Сейчас героиня в постоянном контакте с нашей равной консультанткой Анной Ситниковой. Им удалось обсудить ключевые вопросы, касающиеся жизни с ВИЧ-положительным статусом: и пути передачи, и вопросы принятия диагноза, и важность приверженности лечению. Кроме того, Анна постоянно оказывает эмоциональную поддержку своей героине, сейчас она ей очень важна», - рассказали «ПД» в ассоциации.

Редкий, но не единственный случай

В беседе с «ПД» руководитель направления «Профилактика ВИЧ-инфекции среди общего населения» благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Катерина Зингер рассказала, что случаи, когда люди отказываются верить в свой ВИЧ-статус, происходят часто.

В этой истории ее смущают несколько фактов: почему женская консультация не пригласила ВИЧ-инфицированную женщину для личной беседы с доктором и почему не предупредила об этом случае СПИД-центр. Дело в том, что обязанность сообщить профильным специалистам о ВИЧ-положительном случае ложится на плечи организации, которая его обнаружила.

«Сообщать о том, что у человека форма 50 положительная должно то учреждение, которое получило этот анализ. Это учреждение должно давать консультацию», - поведала «ПД» Катерина Зингер.

По ее словам, медики роддома не могли запретить женщине кормить ребенка грудью без соответствующего запрета от органов социальной опеки.

Отметим, что анализ на ВИЧ является обязательным анализом, который беременная женщина не меньше двух раз сдает до даты родов.

По существу уголовное дело рассмотрят в сентябре. Семья не оставляет надежду, что до этого времени органы соцопеки отзовут заявление.

Закрыть