Яндекс.Метрика
  • Дени Джамалов

Скрипач-виртуоз Эдвин Мартон: «Научился играть на скрипке, чтобы впечатлить девочку»

23 ноября музыкант даст концерт в Петербурге

Эдвин Мартон – всемирно известный скрипач-виртуоз, обладатель премии «Эмми». Он аккомпанировал Евгению Плющенко во время его чемпионского катания на Олимпийских играх в Турине и внес вклад в победу России на Евровидении в 2008-м году.

Эдвин Мартон в 1996 году выиграл конкурс скрипачей в Монреале, после которого Венгерская Республика предоставила ему право играть на легендарной скрипке 1699 года, работы Антонио Страдивари. На ней когда-то играл сам Паганини.

23 ноября музыкант даст концерт в Петербурге. В преддверии этого события он дал эксклюзивное интервью «Петербургскому дневнику». Эдвин рассказал «ПД», почему стал скрипачом, как заставил раздеться охранника и почему познакомился с Евгением Плющенко.

На протяжении всего нашего разговора музыкант не спускал глаз со скрипки. «Это уникальная скрипка 1699 года, работы Антонио Страдивари. Это обязывает относиться к ней очень внимательно», – объяснил Эдвин.

- Вы исключительно на этой скрипке играете на концертах? 

- Да, можно сказать, что почти все свои концерты я отыграл на этой скрипке. И на предстоящем концерте, 23 ноября, ничего нового не случится – я буду заряжать позитивом зал с помощью этого инструмента, и ее звуки будут приносить радость всем поклонникам.

- Бывали истории, когда скрипка пропадала или ее пытались украсть? 

- В Будапеште она всегда хранится в банковском сейфе. Оттуда ее забирают только перед гастролями специальные охранники. Перевозят на бронированном автомобиле. Это обязательное условие банка. Скрипку привозят на концерт отдельно от меня. Была история, что организатор моего концерта в Вене забыл сообщить охранникам, что я выступаю, и они не привезли скрипку. Концерт уже вот-вот начнется, а скрипки все еще нет! Это был очень страшный момент.

- Привезли в итоге? 

- Да, успели. Концерт прошел, и все было здорово.

- Можете вспомнить свое самое необычное выступление? 

- Накануне концерта я как-то отдыхал на Сицилии и прямо оттуда улетел в Мадрид на выступление. А вот мой багаж не долетел. Просто потерялся. Пара минут до концерта, а я стою в гримерной в футболке, шортах и тапочках. Скрипач! Мне ведь на сцену скоро выходить, публика ждет. У входа в гримерку я заметил охранника, который был одет в очень хороший костюм. Я просто подошел к нему и сказал: «Давай снимай костюм, мне выступать надо». Он, бедный, сидел в одних трусах в гримерке, пока концерт не закончился. Эта история с охранником, который был просто вынужден пожертвовать мне свой шикарный костюм, – очень запомнилась.

- В Петербурге, надеюсь, таких проблем не будет. Но вы чем-то удивите зрителей? 

- Думаю, это будет уникальный концерт. Я подготовил программу, в которой совместил современную музыку с классическими шедеврами. Насчет дирижирования, вы правы, впервые перед российской публикой я предстану в таком амплуа. Очень волнуюсь, но уверен, что все пройдет хорошо. Я уже гастролировал в роли дирижера с Vienna Strauss Orchestra, так что опыт у меня есть.

- Вы достаточно частый гость в Петербурге. Уже сформировалось какое-то отношение к городу? 

- Петербург – особенный для меня город, с ним связаны приятные воспоминания, и каждый приезд сюда для меня особенный. Мы с Женей Плющенко сочиняли программу его выступлений тут. Я писал музыку, он катался. Впоследствии эта программа принесла ему 50 наград… Я очень люблю здешние сады, часто хожу туда гулять. Еще люблю водные прогулки по Неве. Петербуржцам везет, что они живут в таком месте.

- Судя по Инстаграму, вы с Плющенко до сих пор дружите. 

- Да, мы познакомились еще в 2003 году в Цюрихе на каком-то шоу. Женя там тоже выступал. Мы познакомились с ним уже после, на банкете, сошлись на почве того, что оба говорим по-русски. Женя тогда сказал, что ему нравится моя музыка, а я подарил ему свой диск. Через два месяца мне позвонил его тренер со словами: «Эдвин, у меня есть для тебя новость. Из всех композиторов, включая Моцарта и Чайковского, мы выбрали тебя, чтобы ты писал музыку для выступлений Плющенко». Дальше вы и сами знаете.

- Знаю, что вы в дружеских отношениях с Алиной Загитовой. Стоит ожидать от нее выступлений под вашу музыку? 

- Да, мы хорошо общаемся. Но никогда такое не обсуждали, впрочем, почему бы и нет? Возможно, в будущем начнем сотрудничать.

- Почему на «Евровидении» в 2008-м году вы решили выступить от России? За этим скрывается какая-то история? 

- Я семь лет учился в Москве, в Центральной музыкальной школе имени Чайковского. До того, как я попал в эту школу, меня три года обучали мои родители. За это время я освоил программу за семь лет и к восьми годам играл уже наравне с молодыми музыкантами. Поэтому папа и решил отдать меня в лучшую школу. Пройти отбор было уже достижение – пятьсот человек на одно место. Учеба в таком заведении, конечно, сильно повлияла на мое становление как музыканта. Можно сказать, что я воспитывался на русских композиторах. Творчество Чайковского и Глинки сильно повлияли на мою музыку. Россия занимает особое место в моей жизни.

- Почему из всех инструментов вы захотели играть именно на скрипке? 

- Все началось с того, что я влюбился в одну девочку из садика. Сказал маме, что я влюбился, и хочу, чтобы она меня заметила. Моя мама к тому времени уже преподавала в музыкальной школе. Она мне посоветовала сыграть для нее серенаду на скрипке, сказав, что это будет нечто необычное и особенное. Я даже не знал, что все это значит. В общем, родители научили меня детской венгерской песне «Светит солнышко». Я исполнил ее на дне рождения той девочки и получил в награду поцелуй. Прибежал домой и заявил, что хочу играть на скрипке всю жизнь. И вот играю.

Закрыть