Яндекс.Метрика
  • Алина Чемерис

Ощущения в цвете: незрячие люди смогут создавать картины с помощью эмоций

Это стало возможным благодаря проекту «Эмограф», авторами которого выступили петербургские урбанисты

Если нет возможности увидеть реальный мир, его можно почувствовать и даже выразить в виде рисунка. Правда, для этого потребуется специальное оборудование. Проект «Эмограф», который позволяет понять, что переживает незрячий человек, скажем, читая книгу, зародился меньше месяца назад. Он – детище петербургских урбанистов. Один из соавторов – советник ректора университета ИТМО Михаил Климовский рассказал «ПД» об идее проекта и о планах на будущее.

Открытая галерея 

Как должен выглядеть забор вокруг школы для незрячих и слабовидящих детей? Как галерея под открытым небом. К такому выводу пришли Михаил Климовский и его коллеги после того, как руководство школы-интерната №1 имени К.К. Грота обратилось с просьбой как-то украсить или расписать ограждение.

Вместо того, чтобы обновить уже имеющийся орнамент или нанести новый, Михаил предложил привлечь к благоустройству тех, кто здесь воспитывается.

«Когда нас с коллегой попросили преобразовать этот забор, мы решили, что будет правильным превратить его в своего рода открытую галерею, где гости смогли бы познакомиться с произведениями, созданными учащимися этой школы, – рассказывает Михаил. – Ведь до сих пор никто не привлекал этих людей к проектированию окружающей среды. А ведь незрячий человек испытывает чувства, эмоции, которые с помощью технологий можно преобразовать как минимум в цветографическое изображение».

Так и зародился проект «Эмограф». Суть его проста: на незрячего человека надевают прибор для составления энцефалограммы и подключают его к компьютеру. Все, что требуется от испытуемого, – читать книгу, полностью отдавшись эмоциям и полету фантазии. Устройство зафиксирует всё, что в это время чувствует человек.

«Данные, которые считывает прибор, передаются на компьютер сначала в виде графика, потом они преобразуются в цветовой формат и после этого – в графическое изображение, – объясняет Михаил. – У нас есть четыре основных цвета: желтый обозначает радость, красный – злость, синий – печаль, зеленый – удовлетворение. В зависимости от того, что в конкретный момент времени чувствует человек, и составляется картина».
В результате получаются причудливые абстрактные композиции с преобладанием того или иного цвета. Они-то и будут размещены на заборе. Делается это по технологии «урбан-фрески», когда изображение не рисуется человеком, а распечатывается особым способом и как бы наклеивается на поверхность.

Эмоции вслепую 

Сейчас на ограждении школы-интерната им. К.К. Грота на улице Шаумяна красуются три таких картины. Автор замысловатых произведений – сотрудник школьной библиотеки Ольга Агафонова. Так как пока еще дети на занятия не ходят, «урбан-фрески» для пилотного проекта предложили создать ей. Женщина с рождения почти не видит. Различает только цвета и крупные предметы. Зато виртуозно обращается с книгами, написанными шрифтом Брайля.

Когда Ольге предложили определиться с произведениями, которые она будет читать, из тысяч изданий она выбрала Священное писание, стихи Есенина и пушкинскую «Сказку о царе Салтане».
«Я человек верующий, поэтому Священное писание первым пришло мне в голову, – говорит Ольга. – Есенин – один из моих любимых поэтов. На его стихи есть много проникновенных песен. Ну и Пушкин пришел на ум. Решила взять «Сказку о царе Салтане», потому что когда ее читаешь, вся картина сразу перед тобой предстает: видишь царя Гвидона, как лебедь плывет… Это фантастически с точки зрения красочности!»

То, что по итогам выдал компьютер, впечатлило всех. «Мы увидели, что на тех рисунках, которые получились после прочтения Есенина и Священного писания, много зеленых тонов. Это значит, что человек находился в умиротворенном состоянии, – поясняет Михаил Климовский. – А вот отрывок из Пушкина вызвал больше всего эмоций. Здесь ощущения полностью захлестнули Ольгу». 


Обратная связь 

Какими бы необычными и честными с точки зрения ощущений ни были эти картины, они не отвечают на один важный запрос: незрячий человек не может оценить результат и получить обратную связь. Поэтому «Эмограф» – только начало.

«В дальнейшем мы бы хотели, чтобы это были не графические изображения, а такие абстрактные скульптуры, – делится Михаил. – Их можно будет делать с помощью 3D-принтера. Эти скульптуры человек сможет потрогать и почувствовать результат своего творчества на ощупь».

Еще одна задумка создателей «Эмографа» – соорудить специальный стол, бугристая поверхность которого позволила бы незрячим людям наигрывать музыку.

«Это похоже на то, как если бы на стол насыпали песка и натянули ткань. Получается такая рельефная поверхность, – поясняет Михаил Климовский. – По этому столу можно водить руками, придавать «песку» любую форму, а ответом на это всё будет звук. Его передаст компьютер. Вот и получается, что, взаимодействуя с поверхностью стола, незрячий человек будет слышать музыку, а слыша ее – наигрывать дальше».

Такой подход, уверен Михаил, позволит привлечь людей с ограничениями к занятию творчеством. Кроме того, у них будет возможность участвовать в проектировании окружающего пространства. Ведь из тех же абстрактных скульптур, которые сгенерирует мозг незрячего человека, можно сделать выставку или украсить этими арт-объектами сад у школы.

Эмоциональный фитнес 

По словам Михаила Климовского, такие интерактивные проекты пойдут на пользу не только людям, у которых есть какой-либо физический недуг. По его мнению, «Эмограф» или музыкальный стол очень пригодились бы в офисах, школах и везде, где человек может получить стресс.

«У людей, которые здоровы физически, зачастую немало психологических проблем, – говорит Михаил. – И наши проекты могут стать эффективной арт-терапией. Человек будет заниматься художественной практикой, созидать. А когда человек что-то создает, он развивается внутренне. Поэтому в широком смысле – это такой эмоциональный фитнес, который помогал бы людям восстановиться».

Планы у создателей «Эмографа» весьма смелые: Михаил и его коллеги предлагают с помощью такого рода технологий вовлекать детей в проектирование игровых площадок.

«Мир глазами ребенка – абстрактный, он гораздо более неожиданный и широкий, чем привыкли видеть мы, взрослые, – отмечает Михаил. – И почему бы не позволить детям самим создавать площадки для себя так, как они видят это? Такой подход позволил бы показать мир во всем многообразии, таким, каким его воспринимает ребенок».