Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Бешенство: смерть в капельке слюны

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области заболевания людей и животных бешенством не регистрировались четверть века. Однако врачи и ветеринары советуют постоянно быть начеку
Фото: «Петербургский дневник» / Архив

В России с 2012 года по август 2019 года зарегистрировано 30 летальных случаев гидрофобии, иначе называемой бешенством. Болезнь не лечится, летальность 100-процентная. Единственный шанс не умереть – вовремя сделанный курс прививок антирабической вакциной.

В Комитете по здравоохранению рассказали, что делать при укусе подозрительного животного и есть ли у нас в городе вакцины от бешенства.

ПРОФИЛАКТИКА РАБОТАЕТ

По словам начальника управления ветеринарии Петербурга Юрия Андреева, тем, что в нашем регионе бешенства нет с 1980-х годов, мы обязаны активной профилактической работе по вакцинации домашних и диких животных. Также свою роль сыграла беспрецедентная акция, внедренная около 10 лет назад, – бесплатная вакцинация всех животных, в том числе безнадзорных, от бешенства. Городской бюджет взял на себя финансирование прививочной кампании.

По словам главного эпизоотолога города Валерии Яшиной, вакцинация от бешенства у нас идет очень активно, но эпизоотическое благополучие – явление нестабильное. И виной тому – трудно контролируемая перевозка животных. Так, в 2019 году возник очаг бешенства в Москве – женщина привезла найденного больного котенка.

«Мы постоянно следим за всеми случаями укусов, все животные уезжают и приезжают с прививками. Уже много лет в лесах Ленобласти раскладываются приманки с ослабленным вирусом для диких животных, так создается иммунная прослойка. Благодаря этому победили бешенство в Финляндии, например», – рассказывает Валерия Яшина.

Ветеринар очень просит не привечать диких животных – они в этом не нуждаются.

ВАКЦИНА ЕСТЬ

В случае укуса или даже ослюнения животным необходим визит к врачу. Однако СМИ сообщают, что в регионах есть проблемы с одним из средств профилактики бешенства – антирабическим иммуноглобулином (АИГ).

Первый зампредседателя Комитета по здравоохранению Андрей Сарана комментирует ситуацию: «Антирабический иммуноглобулин, который используется, когда животное уже укусило, действительно закончился. Такая же ситуация и в других странах». В зависимости от локализации и глубины раны, поясняет специалист, врач принимает решение о способе профилактики. В простых случаях она включает пассивную иммунизацию антирабической сывороткой с последующей вакцинацией. Если же укус глубокий или в опасные зоны, то вместе с прививкой желательно вводить еще АИГ, который делится на два типа: человеческий и лошадиный. И вот именно с человеческим – проблема. Для его производства используются добровольные доноры, которых заражают бешенством и получают иммуноглобулин. Процесс очень дорог. А лошадиный АИГ аллергичен, его применяют редко.

За 2018 год в Петербурге зарегистрированы примерно 7,2 тыс. укушенных, из них во введении АИГ нуждались 1-1,2 тыс. человек. В 2018 году сделано около 200 инъекций, в 2019-м – 2 7.

По несколько вакцин держат в детской клинической больнице № 5, в Боткинской больнице и в поликлинике № 38. В год закупается около 16 тысяч доз, прививка делается примерно 2,5 тысячи человек в год, сообщили в Комитете по здравоохранению.
Закрыть