Яндекс.Метрика
  • Игорь Федоров

В Петербурге начал работу межрегиональный форум контрактных отношений

На нем специалисты из области госзаказа обмениваются опытом. О специфике этой работы «ПД» рассказал председатель Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Александр Викторович, расскажите, чем занимается ваш комитет в общей структуре Смольного? 

- Мы регулируем деятельность в сфере государственных закупок. Кроме того, определяем поставщиков для заказчиков по закупкам стоимостью свыше 40 миллионов рублей. Обычному человеку это может показаться большими деньгами, но с точки зрения городских расходов это маленькая сумма. В целом мы проводим примерно четверть от всех госзакупок в городе. Предвидя ваш вопрос, добавлю, технологически нам все равно – покупать на 40 миллионов рублей или на 5 миллиардов рублей. По объему подготовительной и сопроводительной работы это абсолютно одинаково. 

- Комитет единолично принимает решение о сделке? 

- Нет. Всякий раз создается специальная комиссия, в которую входят представители заказчика, общественных организаций и нашего комитета. На основании документации, полученной от заказчика, и проводится госзакупка. Можно считать, мы своеобразное аутсорсинговое подразделение – берем на себя все сложности по проведению, оформлению и сопровождению закупки. Заказчикам Санкт-Петербурга это помогает не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

- А кто устанавливает цены для закупок? 

- Например, для строительной отрасли используем нормативы Минстроя России и другие законодательные акты. Есть такой увесистый справочник средних сметных цен, в котором прописано все, до стоимости гвоздя.

- Но ведь в каждом регионе цена разная… 

- Поэтому в Петербурге было создано государственное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и экспертизы цен». Специалисты центра проводят ежемесячный и ежеквартальный мониторинг всех цен и каждый квартал формируют реестр товаров. Могу сказать, работа проделывается колоссальная. Из реестра можно узнать все усредненные цены на подавляющую часть городских товаров. И каждая позиция указана в зависимости от веса, материала и упаковки.

- Можно услышать, что иногда торги «затачиваются» под конкретного поставщика. Как тут быть? 

- Для того чтобы избежать такой ситуации, и был создан Комитет по государственному заказу. Это связано с тем, что документация по закупке формируется заказчиком, направляется в комитет, который проводит экспертизу документации на предмет установления условий, ограничивающих участие поставщиков.

- А если поставщик заведомо демпингует? 

- Благодаря реестру товаров мы можем определить, какова стоимость товара, услуг или работ на рынке, и прекрасно видим, если поставщик начинает демпинговать. К слову, новые законодательные поправки поставили дополнительный барьер необоснованному демпингу. Если цена заключенного контракта ниже начальной, то есть максимальной, на 25 процентов, закон запрещает авансировать такие контракты. Это связано с тем, что возрастает риск непоставки товара.

- И все же зачастую можно слышать, что госзакупки – это источник коррупционных схем… 

- На заседаниях комиссии мы проводим аудио- и видеосъемку. Записи хранятся в архивах, и, если возникнут вопросы, всегда можем их показать проверяющим. Поэтому здесь все прозрачно.
Если говорить о работе комитета, мы постоянно предоставляем всю информацию о госзакупках в правоохранительные органы. За нами также наблюдает прокуратура, Контрольно-счетная палата и Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга – непосредственный контролирующий орган в сфере государственных закупок. Еще Комитет финансов Санкт-Петербурга ведет надзор за заключением контрактов только в пределах средств, предусмотренных на это бюджетом Петербурга. Получается, тех, кто следит за нашей работой, больше, чем тех, кто проводит госзакупки. На мой взгляд, прозвучавшее в вашем вопросе высказывание, – это, скорее, инерция мышления. Современная система госзакупок ушла далеко вперед от своего образца конца прошлого века. Все давно изменилось.

- У вас специфическая деятельность. Как происходит подготовка ваших специалистов? 

- Процесс обучения вечный. Это как в детской сказке «Алиса в Стране чудес»: хочешь остаться на месте – беги, а если нужно вперед – беги очень быстро. Законодательство всегда совершенствуется, поэтому и переподготовка сотрудников происходит постоянно. В нашей работе учиться надо еще из чувства самосохранения. Ведь в случае нарушения положен административный штраф, а наши специалисты всегда под ударом.

- Ваша роль в реализации национальных проектов в городе? 

- Мы здесь играем роль, скорее, контролирующую. Наша цель – показать, насколько мы законтрактовали наши закупки по национальным проектам. Если говорить в целом, мы законтрактовали 65,7% от всего объема выделенных ассигнований. С учетом того, что сейчас только август, а многие деньги выделялись позднее, это очень хороший показатель. Еще очень много закупок в стадии размещения.

- Среди инициированных вами проектов есть «Электронный магазин». Что это такое? 

- Это система, в которой все поставщики смогут представлять свои товары, работы и услуги. Аналогом можно считать «Яндекс маркет». На этой площадке в зависимости от заказчика можно размещать заказы до 300 и 600 тысяч рублей.

- Так это очень небольшая сумма. Есть смысл ради нее затевать такой проект? 

- Из таких незначительных сумм складывается очень приличная сумма, порядка 7 миллиардов рублей. Мы уверены, что внедрение электронного магазина даст казне экономию до 10%, а это уже существенно. Система работает по принципу биржи: заказчик публикует свою потребность, а поставщики направляют свои предложения, из которых заказчик выбирает наилучшее, а также существует витрина оферт поставщиков. Через нашу систему можно уже видеть: кто предлагает услугу или товар, откуда компания, стоимость, финансовые показатели компании. С 1 сентября мы планируем переходить на принцип электронного магазина. Витрина оферт уже работает.

К СЛОВУ 

Два месяца назад Александр Жемякин перешел из Комитета финансов, где занимал должность зампреда, в Комитет по госзаказу. По его словам, сначала времени не хватало: требовалось запустить множество проектов и вдохновить коллектив на достижения.

Фото: «Петербургский дневник»
Закрыть